The Guardian | 30 ноября 2006 г.
Россия пользуется "золотой" возможностью
Джулия Финч
Всего два месяца назад мы цитировали в этой колонке мнение Джорджа Сороса о России как о "стране, которая без колебаний использует свою монопольную власть нечестными и авторитарными способами". Сорос имел в виду допуск контролируемой государством "Роснефти" на Лондонскую биржу, но его точка зрения полностью применима к событиям, которые только что развернулись на огромном, возглавляемом Shell проекте "Сахалин-2". Ровно в тот момент, когда контролируемый государством "Газпром" озаботился покупкой 25% акций предприятия стоимостью 20 млрд долларов, Shell потеряла свою эксплуатационную лицензию по экологическим мотивам.
Вчера российское министерство природных ресурсов опять расшалилось - как будто отношения между Россией и Британией недостаточно натянуты! На этот раз в поле его зрения попала компания Peter Hambro Mining.
Без какого-либо предупреждения Россия пригрозила отобрать у группы, котируемой AIM (Альтернативным инвестиционным рынком), пять лицензий на разведку, снизив ее стоимость на 20%, хотя акции сохранили некоторое самообладание и закрылись с падением на 14%. Как и в случае с "Сахалином-2", человеком, который размахивал кнутом, был Олег Митволь, заместитель начальника российской структуры по обеспечению безопасности в сфере природных ресурсов "Росприроднадзор", богатый бизнесмен, ставший чиновником.
В последние годы Peter Hambro Mining кажется символом истории успеха. Питер Хамбро из династии банкиров встроил PHM в одну из крупнейших в России золотодобывающих групп, и компания начала процветать, так как цены на золото достигли 25-летнего рекорда. Она планирует увеличить производство с 250 тыс. унций до 1 млн унций к 2009 году и при затратах, которые сегодня составляют всего около 150 на унцию, это обеспечит высокодоходность.
До вчерашнего дня Хамбро утверждал, что его компания защищена, так как она наняла россиян и предоставила им пакеты акций. Высший пост среди них занимает вице-президент компании Павел Масловский, бывший ракетчик и представитель старой гвардии, которому принадлежит 23% акций стоимостью почти 200 млн фунтов. На последних выборах Масловский был доверенным лицом Путина в Амурском регионе. Зарегистрировано также несколько бывших российских чиновников, которые занимаются отношениями с местной и федеральной властью.
Вчера вечером Хамбро все еще пытался понять, что PHM сделала не так. Из пяти лицензий, сказал он, важны только две, так как PHM недавно продала активы, имеющие отношение к трем другим. У PHM 54 лицензии, и две, о которых идет речь, не являются добывающими объектами, но действия Митволя и его угрозы проверить все остальные объекты PHM на предмет аналогичных экологических нарушений ударят по корпоративному доверию и настроениям инвесторов.
Запад вливает в Россию миллиарды, и компании из всех затронутых секторов будут обеспокоены. Страх, что Россия может разорвать и переписать контракты, перекинулся с энергии на горное дело. Кто следующий? Marks & Spencer в Москве?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях