Der Standard | 30 ноября 2006 г.
Помнить преступления коммунизма - это наш долг
Пауль Лендвай
По всему миру обсуждаются версии убийств, за которыми стоят, предположительно, влиятельные личности. Последними знаменитыми жертвами этой серии преступлений стала журналистка Анна Политковская и бывший офицер российских спецслужб Александр Литвиненко, ставший восемь лет назад перебежчиком.
Заказные убийства и угрозы в адрес критично настроенных к власти журналистов в Москве, а также временный арест корреспондента австрийского телеканала ORF Сузанны Шолль в Чечне стали следствием той губительной милитаризации России, которую московский социолог Ольга Крыштановская описала уже в 2004 году в своей книге "Анатомия российской элиты". По мнению социолога, при Путине возникла милитократия, то есть власть военных и клановая экономика, которая основывается на корпоративной сплоченности бывших сотрудников спецслужб.
С момента выхода в свет этой книги "кагэбизация", то есть абсолютное господство сотрудников спецслужб, продолжает цементироваться. Не только президент Путин, но и предполагаемый кронпринц, министр обороны Сергей Иванов является бывшим сотрудником спецслужб. Корпоративный дух спецслужб распространяется и за пределы государственных границ. Пышные похороны бывшего главы внешней разведки ГДР Маркуса Вольфа, которого недавно в Берлине провожали в последний путь около 1500 его "боевых товарищей", проходили на фоне международного негодования по поводу убийства Литвиненко.
Во время торжественной церемонии посол России в Берлине Владимир Котенев превозносил заслуги легендарного руководителя разведки. Официальный представитель России в надгробной речи отдал должное Вольфу как "одному из самых лучших друзей России" и "одному из самых значительных сыновей Германии". "Братство" определенной касты, считает Крыштановская, ее безграничная солидарность пережила даже распад Советского Союза. В противовес советизации путинской России бывшие сателлиты СССР сделали важные шаги в направлении демократии и рыночной экономики, вступив в ЕС и НАТО. Однако и в этих странах общество ведет борьбу с остатками местных филиалов КГБ, которые по поручению Советского Союза, а потом и правящих партий держали под контролем все сферы политики, культуры и экономики.
От Будапешта до Варшавы и Софии идет зачастую невидимая для обывателя борьба за рассекречивание архивов спецслужб. Предположительное самоубийство руководителя архива спецслужб Болгарии как раз в период дебатов о доступе к досье, обладающим взрывной силой, споры об обоснованности обвинений в адрес высокопоставленных румынских политиков, расследование причастности тысяч священнослужителей польской церкви к сотрудничеству со спецслужбами, а также разоблачение шпионского прошлого венгерских деятелей искусства и науки - все это показывает, насколько тяжело современной демократии справляться со своим прошлым.
Вместо стыда за упущенный шанс переосмыслить прошлое с позиции демократии доносятся сигналы о странном взгляде на историю - стирающем различия между преступниками, жертвами и соучастниками. Так же, как и в случае с "третьим рейхом", мы должны выступить против этой тенденции к приукрашиванию, ведь помнить преступления коммунизма - это наш долг.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях