Foreign Policy | 30 ноября 2011 г.
Путин и свистуны
Юлия Йоффе
Одновременно формальность и победный круг по стадиону, совершенный заранее, - так характеризует обозреватель Foreign Policy Юлия Йоффе выступление Путина на съезде единороссов 27 ноября. Кроме того, это было причудливое повторение сентябрьского съезда, проходившего в том же месте.
"Но если сентябрьский съезд был, так сказать, обманным броском мяча, то воскресный праздник хвастовства своими достижениями был ожидаемым и в то же время сюрреалистичным", - считает автор.
"Этот оптимистичный тон не вяжется с депрессивным, тревожным настроением, которое в данный момент свойственно многим в стране. Неясно, кому этот тон был адресован", - говорит политтехнолог Глеб Павловский ("он помог Путину победить на его первых президентских выборах в 2000 году", замечает автор). В период до финансового кризиса фанфары были уместны, но "сегодня они выглядят анахронизмом", считает Павловский.
На взгляд автора, после того как Путин формально покинул президентский пост, многое изменилось: в воздухе прибавилось чуть-чуть кислорода. Но что-то переменилось и за два месяца, прошедшие после "рокировки" Медведева и Путина. "То, что раньше легко можно было счесть апатией общества, быстро перебродило и перешло в ощутимое недовольство; это самое недовольство все чаще пробивается на поверхность даже в неожиданных местах", - говорится в статье.
Самым символичным и заметным признаком Йоффе считает "революцию свиста", как она выражается. Все началось в Кемерове - с освистывания человека, который на концерте "Машины времени" заявил, что он спонсируется "Единой Россией". В Челябинске освистали капитана хоккейной команды, который зачитывал похвалы губернатору и "Единой России" (позднее клуб фанатов разъяснил, что свистели не капитану, а из-за ситуации в целом). И наконец, 20 ноября в "Олимпийском" "мало кому была слышна речь Путина из-за криков 20 тысяч человек, которые свистели и кричали "уходи!", как пишет автор. Йоффе считает показательным, что Путина впервые освистали в публичном месте именно любители смешанных единоборств - "не либеральная интеллигенция, а его же люди".
"Официальная реакция на этот ропот схожа с тем, что мы наблюдали на муниципальных выборах", - продолжает Йоффе, утверждая, что в августе в Петербурге "Единая Россия" не считалась с видимостью благопристойности и законности, лишь бы обеспечить своему кандидату более 90% голосов. "Этой осенью такой безапелляционный подход стал использоваться по всей стране", - говорится в публикации. Мэр Ижевска "сказал ветеранам, что сумма денег, которые они получат в будущем, будет прямо пропорциональна результатам, которые они обеспечат "Единой России" 4 декабря", - говорится в статье. В Астрахани "Единая Россия" пообещала избирателям лотерею, призы - два автомобиля.
Но на сей раз есть ключевое отличие: избиратели фиксируют нарушения закона о выборах на смартфоны, а следовательно, понимают, что столкнулись с нарушениями. "Это не равносильно оспариванию закона о выборах в Верховном Суде, но такой незамысловатый поступок, как запись речи и ее выкладывание в интернет, или подача жалобы, что на избирательном участке рекламируют только одну партию, демонстрирует: люди понимают, что допустимо и что недопустимо, и заинтересованы в том, чтобы все делалось правильно", - говорится в статье.
Этот факт опровергает один из основных тезисов путинизма - мнение, что россияне пока не готовы к демократии, отмечает автор. "Россияне все чаще осознают, что власти держат их за дураков, и все сильнее на это обижаются", - считает журналистка.
Как полагает Йоффе, это также признак политической зрелости. "В России слово "политика" до сих пор считается некрасивым и расшифровывается как грязная борьба за власть, но люди осознают, что это также инструмент для изменения жизненных обстоятельств", - говорится в статье. Недовольство чиновниками-единороссами в регионах - признак, что правда, достоинство, правосудие и даже стабильность опираются на процесс транспарентности, подотчетности власти обществу и справедливость, а Путин не решает и не может решить проблему с ростом тарифов ЖКХ, опережающим повышение пенсий.
По словам Павловского, растет интерес к экономическим и локальным проблемам, но региональные властные структуры слишком слабы: "когда местный чиновник выбирает, кого бояться, - Москвы или своих подданных, он выбирает Москву". "Это роковой изъян вертикали власти", - полагает автор.
На взгляд Йоффе, ошибочно считать, что нынешнее недовольство - это кардинальные перемены. Широкие массы россиян признают, что долгая концентрация власти в одних руках опасна. Почти треть граждан считает правительство средоточием коррупции. Но рейтинг Путина остается завидным. "Значит, несмотря на все, система очень даже неплохо работает", - заключает автор. Интернет пока не отодвинул телевидение на задний план. "Коррумпированная избирательная система все еще препятствует регистрации кандидатов, которые могли бы стать рупорами недовольства", - говорится в статье.
Остаются лишь улицы, но на демонстрации пока мало кто собирается. По мнению аналитика Маши Липман, у системы "есть колоссальное преимущество", так как общество "обожает говорить, дискутировать, шутить и язвить, но очень плохо умеет самоорганизовываться". Пока рано говорить, самоорганизуется ли российское общество когда-либо, достигнет ли самоорганизация критической массы. Многое зависит от того, долго ли система сможет выносить освистывание, заключает Йоффе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях