The New York Times | 30 ноября 2011 г.
Перерыв в "перезагрузке"
Дмитрий Тренин
Предостережение о мерах, которые примет Россия, если США и НАТО не откажутся от развития ЕвроПРО, - это не конец "перезагрузки", а скорее "предвыборный перерыв" в российско-американских дипломатических отношениях, пишет в International Herald Tribune директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.
Однако вышеупомянутое заявление президента Медведева и вообще состояние переговоров по контролю вооружений отражают колоссальный диссонанс между представлениями России и США о значимости друг друга, полагает автор. "Для Вашингтона Россия в иерархии задач опустилась на много ступеней вниз. Российский истеблишмент в сферах политики и безопасности, напротив, все еще зациклен на Соединенных Штатах", - пишет Тренин.
Жесткие высказывания Медведева по вопросу ПРО объясняются тем, что в Гонолулу ему не удалось добиться от Обамы юридических гарантий неиспользования системы против российских ракет. "Обама отказал Медведеву по своим причинам, в том числе по внутриполитическим", - считает автор. Когда стоит вопрос о соглашениях по контролю вооружений с Россией, Белому дому труднее договориться с республиканцами и даже с некоторыми представителями администрации США, чем с российской стороной.
Между тем россияне теперь заключили, что в сфере контроля вооружений им нечего ждать от Обамы до окончания его текущего срока, полагает Тренин.
"Возможно, Медведев среагировал не очень умно, но пока урон невелик", - пишет автор. Так, радар в Калининграде служит для раннего предупреждения о ракетных пусках, а не для противодействия ПРО США. Совершенствование новых российских боеголовок - длительные разработки, которые продолжатся до тех пор, пока доктрина сдерживания занимает центральное место. Что касается СНВ, то России мало что даст выход из этого договора: стоит вспомнить, что когда-то гонка вооружений истощила СССР.
Угроза Медведева разместить ракеты "Искандер", нацеленные на Польшу и Румынию, - неумный шаг, считает автор. Тем самым "Россия укрепит свою репутацию "угрозы европейской безопасности" и сплотит НАТО". Возможна новая конфронтация, если США примут ответные меры и создадут угрозу России.
Неудача переговоров по ПРО обнажает важные и тревожные черты российского и американского истеблишментов, полагает автор. США не считают Россию ценным партнером, если не считать Афганистана и отчасти иранского вопроса. Америка видит в России угрозу своей безопасности, но главное внимание уделяет Азиатско-Тихоокеанскому региону, где влияние и присутствие России, как считается, незначительно.
"Россияне, напротив, упорно смотрят на США через старую советскую призму конфронтации сверхдержав", - пишет газета. Поэтому большинство российских чиновников считает, что "антииранская" направленность ПРО США и НАТО - лишь предлог для подрыва российского потенциала сдерживания. Фактически Россия требует заключить новый договор о ПРО - дать ей юридические гарантии.
"Америку почти не волнует Россия, но россияне в своей гордости отказываются с этим смириться и предпочитают полагать, будто США просто скрывают свое затаенное желание унизить и по возможности уничтожить Россию", - говорится в статье.
России и США было бы полезно наладить отношения, советует Тренин. Для России попытки вернуть себе статус политически-военной ровни США возможны лишь дорогой - финансовой и политической - ценой.
Пусть Россия откажется от своих нереалистичных и бесполезных требований о юридических гарантиях, рекомендует Тренин. "Соединенные Штаты, со своей стороны, должны вызваться поделиться с Россией важными технологиями в ходе сотрудничества в сфере ПРО", - пишет он. Иначе основой безопасности в Евроатлантическом регионе так и останется, как во времена холодной войны, гарантированное взаимоуничтожение.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях