InoPressa: тема дня | 30 ноября 2016 г.
Натиск Путина в Сирии, в регионе, в мире
Обзор прессы
С помощью безжалостных российских бомбардировок восточный Алеппо скоро будет взят "государством-обрубком" Башара Асада. Ливийский генерал едет за помощью в Москву. Российские вооружения в Калининграде "могут не дать самолетам и кораблям НАТО защитить Восточную Европу и Прибалтику". СМИ пишут о "слабости и малодушной дезориентации Запада, политические элиты которого будто парализованы на фоне натиска" Путина.
"Безжалостные российские бомбардировки и инициированная Ираном тактика "взять измором" означают, что удерживаемый повстанцами восточный Алеппо скоро будет взят сирийским "государством-обрубком" Башара Асада. Это может положить конец борьбе суннитского большинства за свержение режима Асада. Но на этих руинах не возникнут ни стабильность, ни мир", - утверждает колумнист The Financial Times Дэвид Гарднер.
С 2011 года, когда началось восстание граждан против режима Асада, внешним силам в Сирии не удалось ни обеспечить единство страны, ни облегчить страдания народа, считает автор. Кроме того, многие внешние игроки на Ближнем Востоке помогли выпустить из бутылки джинна радикального ислама.
Столкнувшись с хаосом и трясиной в Ираке, США и их западные союзники призвали к отстранению Асада, но не дали восставшим средств для этого, способствовав созданию вакуума, которым воспользовались джихадисты, полагает автор.
Пока режим Асада остается у власти, даже в качестве подопечного России и Ирана, это по-прежнему будет стимулом для суннитских повстанцев, утверждает Гарднер.
Сирии и соседним с ней странам, возможно, долгое время придется иметь дело с бездной потенциальных рекрутов террористов - и режим Асада "запомнится способностью приводить к появлению отчаявшихся экстремистов, горящих религиозным фанатизмом", говорится в статье.
"Европейские лидеры частным образом предупреждают президента Путина: если он позволит Башару Асаду превратить ожидающийся захват Алеппо в военную победу на большей части Сирии, оплачивать счета за ее восстановление придется России", - передает Патрик Винтур в The Guardian.
Оценки затрат на реконструкцию Сирии колеблются от апрельского прогноза Всемирного банка - 180 млрд долларов - до гораздо более крупных сумм. В России поговаривают, что Путин хочет создать своего рода международный "план Маршалла" для Сирии, предполагающий разделение ответственности между ЕС, Саудовской Аравией, Ираном и Китаем.
"Однако западные дипломаты ясно дали понять, что ЕС не подпишет никаких чеков для страны, управляемой человеком, который обвиняется в многочисленных военных преступлениях и массовых убийствах своих граждан", - пишет Винтур. Дипломаты признают, что их главным способом давления на Россию может стать вопрос о затратах на восстановление Сирии.
"Никогда еще после окончания холодной войны США, Франция, Великобритания - три страны лидера того, что принято называть "Западом", - не казались столь бессильными перед лицом России, ставшей единственной истинной хозяйкой положения в Сирии, - пишет Марк Семо в Le Monde. - Они повсюду трубят о "глубокой озабоченности" трагедией, происходящей в Алеппо, но, похоже, мало что могут сделать, в то время как российская авиация контролирует сирийское небо, что препятствует сбрасыванию гуманитарной помощи".
"Уже и так сдержанные в обязательствах, выходящих за пределы борьбы с "Исламским государством" (запрещено в РФ. - Прим. ред.), США при Трампе рискуют еще больше утратить интерес к сирийскому досье, - полагает Семо. - Париж и Лондон, два других крупных центра поддержки умеренной оппозиции, также парализованы. Британцы, впутанные в "Брекзит", сконцентрировались на своих внутренних проблемах. Во Франции президентство Олланда подходит к концу".
"Речь не столько о бессилии, сколько об отсутствии политической воли, в первую очередь у американцев", - анализирует Брюно Тертре, ведущий научный сотрудник Фонда стратегической разведки.
Арабские союзники сирийского восстания, начиная с Саудовской Аравии, тоже сейчас не станут делать ничего, что может поставить их в сложное или опасное положение перед приходом нового президента США.
"Русские пользуются удобным моментом, чтобы как можно больше сделать на местах свершившимся фактом до водворения во власть Дональда Трампа и затем разыграть карту диалога", - сокрушается один неназванный западный дипломат.
Глава французской дипломатии Жан-Марк Эйро во вторник призвал к экстренному созыву заседания Совбеза ООН, с тем чтобы "прекратить боевые действия и обеспечить беспрепятственный доступ гуманитарной помощи".
Но, по признанию одного французского дипломата, "вопрос в том, до какой степени Путин еще чувствителен к мировому общественному мнению".
Между тем агентство Reuters сообщает, что "Халифа Хафтар, военачальник правительства восточных областей Ливии, встретился с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и заявил, что он ищет помощи Москвы в борьбе с боевиками-исламистами у себя в стране". Материал опубликован в The Guardian.
"Хафтар, связанный с восточным парламентом и правительством, находящимися в Тобруке, уже два года ведет военную кампанию во главе Национальной ливийской армии против исламских экстремистов и других противников в Бенгази и других восточных областях", - пишет Reuters.
С 2011 года Ливия находится под эмбарго ООН, запрещающим ввоз оружия. Кремль не ответил на вопрос о том, окажет ли он Хафтару какую-либо военную помощь, говорится в публикации.
Немецкий Bild публикует интервью с польским военным экспертом Мареком Щверчиньским. Вооружения, которые Россия размещает в Калининградской области, представляют собой опасный и очень эффективный в случае войны арсенал, заявил специалист.
Россияне создают "так называемую комбинацию A2/AD, которую так не любят военные": развернутые в последнее время вооружения "ограничивают или воспрещают доступ и маневр на земле, на воде и в воздухе в радиусе 500 км вокруг Калининграда".
"В случае нового кризиса Россия будет способна не дать самолетам и кораблям НАТО защитить Восточную Европу и Прибалтику", - уверен аналитик.
Тем не менее, эксперт не думает, что Россия планирует нападение из Калининградской области. "Если бы я готовил нападение, я бы не делал приготовления на глазах всего мира. К тому же применение "Бастионов" в Сирии на прошлой неделе говорит скорее о демонстрации силы для СМИ, чем о реальной подготовке к войне", - сказал Щверчиньский.
Похоже, в мировой политике сейчас все происходит в соответствии с интересами Кремля. Для достижения этого Россия использует все доступные ей средства, а Запад слишком разрознен и слаб, чтобы противопоставить ее действиям что-то серьезное, считает обозреватель Die Welt Рихард Херцингер.
"Когда весной 2017 года в решающей схватке за президентское кресло во Франции сойдутся представитель консервативных сил Франсуа Фийон и лидер правых националистов Марин Ле Пен, Путину можно будет только посочувствовать", - иронизирует автор, напоминая, что оба - его сторонники.
"Если в Австрии, Нидерландах и Италии к власти удастся пробраться правым популистам, равновесие в Европе в значительной мере сместится в сторону российского влияния. И уж тем более - когда во главе Франции у руля встанет пророссийский президент", - продолжает Херцингер.
При таком раскладе бывший офицер КГБ будет близок к преследуемой еще в советские времена цели дистанцировать Европу от США. "Наверняка Путин сам удивлен, насколько быстро и гладко происходит его продвижение к обозначенному им самим новому миропорядку", - говорится в статье.
Националистические изменения во внешней политике США, о которых заявил Трамп, "невероятно точно вписывается в стратегические представления шефа Кремля", замечает автор.
"Уверенный в том, что теперь ему не стоит опасаться даже слабого сопротивления, которое оказывала ему в сирийском вопросе администрация Обамы, Путин и его союзник Иран перешли к окончательному уничтожению восточной части Алеппо", - говорится далее. В Сирии наметились контуры миропорядка, приемлемого для Путина.
"Так почему Путину удается в одночасье поставить под угрозу кропотливо создаваемые десятилетиями основные принципы международных отношений? - задается вопросом Херцингер. - Все дело в слабости и малодушной дезориентации Запада, политические элиты которого выглядят будто парализованными на фоне подобного натиска".
Ситуация в Сирии должна убедить нас в том, что "путинская политика насилия - это не путь к миру. Напротив, она выводит войну на новый, еще более разрушительный уровень", считает обозреватель.
Также по теме:
Реактивные самолеты не могут взлетать с единственного авианосца Путина (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях