The New York Times | 30 октября 2000 г.
Судебный вердикт об отмывании денег подрывает усилия Швейцарии
Элизабет Олсон
Состоявшийся около двух лет назад суд над предполагаемым российским членом мафиозной группы Сергеем Михайловым был беспрецедентным по меркам швейцарского правосудия. В стране, в значительной степени освободившейся от преступлений против личности, судебный процесс длился восемь дней, при этом были приняты необычно жесткие меры безопасности: сотрудники правоохранительных органов находились в зале суда в бронежилетах.
Женевские власти намеревались превратить суд, состоявшийся в декабре 1998 года, в показательный процесс, подтверждающий их готовность покончить с отмыванием денег через швейцарские банки. В Швейцарию устремился целый поток "новых" русских, и возникли подозрения в незаконности приобретенных ими состояний. Швейцарский федеральный прокурор заявил, что в эту страну потоком идут российские "грязные" деньги, и что преступники через подставных лиц покупают законный бизнес и собственность.
Тем не менее, улики против Михайлова были столь слабы, что обвинить его в отмывании денег не удалось. Тогда присяжные сняли с него обвинения в том, что он является главарем организованной преступности. Михайлов вернулся в Москву свободным человеком и сразу же потребовал выплаты ему компенсации в размере 1 млн. долларов за перенесенные страдания, включая выплату зарплаты за время его пребывания в швейцарской тюрьме до и во время судебного процесса.
Швейцарская прокуратура пришла в замешательство, когда в прошлом месяце местный суд присудил выплатить 43-летнему россиянину 810 000 швейцарских франков.
Подобное решение произвело фурор. Местные газеты со злостью отмечали, что Михайлову должны выплатить вдвое больше денег, чем человеку, несправедливо обвиненному в убийстве, который провел в тюрьме больше пяти лет, и в пять раз больше, чем банковскому служащему, с которого были сняты обвинения в причастности к крупнейшему в стране ограблению банка.
Правоохранительные органы посчитали это решение серьезным поражением. Их намерения недвусмысленно дать понять, что Женева больше не является убежищем для сомнительных капиталов, потерпели фиаско.
Муниципальные власти, которые должны выплатить Михайлову упомянутую сумму, немедленно подали апелляцию в высшую судебную инстанцию Швейцарии, подчеркнув, что такая сумма превышает предел в 5500 долларов, установленный для случаев незаконного расследования. Тем не менее, существуют исключения, и федеральный суд в Лозанне решил, что дело Михайлова - одно из них.
Этот вердикт, вынесенный на прошлой неделе, привел к оживлению дебатов - Михайлов тоже подлил масло в огонь своим интервью швейцарскому журналу, которое он дал, развалившись на бортике закрытого бассейна, выложенного мрамором с изображением картин сельской жизни.
Данное дело высвечивает трудности, которые испытывают швейцарские правоохранительные органы в борьбе с отмыванием денег.
Швейцарские официальные лица выражают сожаление, что российские власти не оказывают содействия в поиске таких доказательств незаконного получения денег. Следователи сталкиваются с теми же трудностями в получении документов и по другим громким российским делам, включая подозрения в том, что швейцарская компания давала взятки семье бывшего президента Бориса Ельцина в обмен на получение контрактов на реконструкцию Кремля.
Даже американские правоохранительные органы подверглись сдержанной критике. Бывший агент ФБР, выступивший свидетелем по делу Михайлова, показал, что россиянин не занимается бизнесом, а связан с преступной группой, осуществляющей незаконные операции в Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Майами и Нью-Йорке. Рассерженные эксперты, следившие за ходом судебного процесса, заявили, что женевские правоохранительные органы надеялись на получение от США более убедительных доказательств.
Присуждение к выплате Михайлову исключительно высокой суммы рассматривается также как предупреждение женевским правоохранительным органам, в последние годы слишком рьяно взявшимся за расследование предполагаемого отмывания денег. "Это очень важное дело, поскольку оно преподает урок агрессивному следствию, - считает юрист Карло Ломбардини, специализирующийся на делах, связанных с отмыванием денег. - Они могли бы просто выдворить Михайлова из города, однако вместо этого продолжали предъявлять ему обвинения".
Марк Пьет - швейцарский академик, являющийся экспертом в вопросах отмывания денег, заявил, что, возможно, вердикт суда представляет собой ответную реакцию со стороны банковской индустрии, недовольной тем, что в борьбе с отмыванием денег Швейцария пошла намного дальше других стран, и что громкие дела могут заставить людей воздержаться от размещения законно приобретенных денег в швейцарских банках.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях