The Independent | 30 октября 2006 г.
"Едва ли не слишком поздно" предотвращать глобальную катастрофу
Энди Максмит
Возможность избежать глобальной катастрофы "уже почти недостижима" - об этом говорится в долгожданном докладе сэра Николаса Стерна (сделанном по заказу правительства Великобритании) об изменении климата, который должен быть обнародован сегодня. Одна из пугающих перспектив заключается в том, что изменение климата может уменьшить объем производства мировых экономик к 2050 году на 6 триллионов фунтов стерлингов, что почти эквивалентно объему производства ЕС.
При общем подъеме температур в мире на два-три градуса за 50 лет количество осадков в некоторых беднейших странах катастрофически уменьшится, другие будут бороться с наводнениями из-за таяния ледников. Результатом будет крупнейшая в истории миграция беженцев.
Ситуацию будет "трудно или невозможно повернуть вспять", если международное сообщество не начнет действовать быстро, предупредит сэр Николас в 700-страничном докладе, который, как ожидается, трансформирует подход к изменению климата. Он добавляет: "Наши действия в ближайшие несколько десятилетий могут создать риск серьезного нарушения экономической и общественной деятельности в нынешнем и следующем веке, по масштабам сопоставимого с мировыми войнами и экономической депрессией первой половины XX века".
Но министр финансов Гордон Браун и министр экологии Дэвид Милибэнд подчеркнут позитивный сигнал, сопровождающий сильные предупреждения сэра Николаса, потому что в докладе будет также сказано, что у мира уже есть меры для предотвращения катастрофы такого масштаба, хотя это потребует огромных затрат в 1% глобального ВВП (0,3 триллионов фунтов).
"Вторая половина его мысли - в том, что технология имеется, финансирование, государственное и частное, имеется, и имеются также международные механизмы, чтобы ухватиться за эти проблемы, так что я не думаю, что это катастрофа - то, что он описывает. Это вызывающий сигнал", - заявил Милибэнд.
Борьба с изменением климата может стать одной из отраслей с наибольшим в мире ростом, создающей глобальный бизнес размером примерно 250 млрд фунтов к 2050 году. Доклад сэра Николаса призывает к быстрому наращиванию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технологий с низким содержанием углерода и "углеродного улавливания" - помещением углекислого газа, высвободившегося в результате эмиссии, в подземное хранилище, а не в атмосферу.
Браун сегодня напишет министрам финансов ЕС, призывая к серьезному расширению схемы торговли эмиссиями, карающей компании, которые заметно способствуют увеличению количества углерода в атмосфере. Один из вопросов, который он поднимет, заключается в том, следует ли распространять схему на авиацию, один из источников углерода, который стремительно набирает вес.
Но перспектива, что потребителям придется платить более высокую топливную пошлину и прочие "зеленые" налоги, вчера грозила тем, что Милибэнд погрязнет в политической полемике, так как письмо, написанное им Брауну в октябре, попало в газету The Mail on Sunday.
Милибэнд подчеркивал, что, когда цены на нефть упадут, налог на бензин должен вырасти, чтобы стоимость для водителей оставалась неизменной. Он также предложил увеличить дорожный налог на автомобили 4x4 с высоким потреблением топлива, переход на оценку дорог, чтобы водители платили налог с каждой мили, и применение налоговой системы, побуждающей людей переходить на энергосберегающую бытовую технику: более эффективные лампочки и стиральные машины.
Милибэнд отметил, что его соображения не имели целью дать правительству новые способы получения дополнительных налогов. "Мы используем механизмы, имеющиеся в распоряжении правительства, чтобы помочь изменить поведение. В принципе они не для того, чтобы увеличить доходы", - заявил он программе 4-го радиоканала BBC The World This Weekend.
Предложения Милибэнда вызвали бурю протеста со стороны компаний, но они также создали дилемму для лидера консерваторов Дэвида Камерона, который неоднократно призывал к "зеленым" налогам, не входя в детали о том, какими они должны быть.
Вчера он заявил, что его политика "может подразумевать налогообложение авиаперелетов", но не дал завести себя дальше. В программе канала BBC 1 The Politics Show он заявил: "Я думаю, что "зеленые" налоги в целом должны идти вверх, и я думаю, что мы должны быть очень внимательны, чтобы не сделать "зеленые" налоги, которые мы вводим, излишне регрессивными. Я не хочу говорить об этом подробнее".
Лидер либеральных демократов сэр Мензис Кэмпбелл облил презрением любое предположение, что существует безболезненное решение проблемы глобального потепления. "Ничего, кроме трудных вариантов, не годится", - заявил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях