InoPressa: тема дня | 30 октября 2007 г.
Санкции Буша льют воду на мельницу Тегерана
Обзор прессы
Администрация Джорджа Буша объявила в четверг о наложении на Иран дополнительных санкций. Свежий пакет санкций имеет мало отношения к дипломатии - он лишь усугубляет неизбежность удара американской армии по Ирану, полагают обозреватели СМИ.
"Иранским лидерам нужны такие враги, как Буш", считает британская The Guardian.
На прошлой неделе Ник Бернс,заместитель госсекретаря США по политическим вопросам, сообщил всему миру, что новейший пакет экономических санкций, наложенных его страной на Иран, задуман для подкрепления дипломатических усилий. Вероятно, Бернс верит в то, о чем говорит, пишет Макс Гастингс, но в Белом доме сидит человек, который, возможно, и дискредитировал себя, но сохраняет "полную уверенность". Еще 15 месяцев Джордж Буш будет иметь почти неограниченный контроль над крупнейшим военным арсеналом планеты, и вполне реальна перспектива того, что он воспользуется своим арсеналом для ощутимого удара по ядерной программе Ирана.
Новые санкции США направлены скорее против иностранных фирм, имеющих деловые отношения с Ираном, так как торговля американских компаний с Ираном уже запрещена. Трудно поверить, будто Вашингтон рассчитывает на крупные позитивные последствия этих санкций. Пока Китай и Россия продолжают торговать с Ираном, наложенные на Иран санкции будут какими-то дырявыми.
У иранцев есть нефть - товар, который желает приобрести весь мир. ЕС очень хочет построить в Иране газопровод, дабы не зависеть так сильно от российских энергоносителей. Пекин и Москва, судя по их поведению, не стремятся помогать Бушу в его противостоянии иранской стороне. Главными причинами экономической разрухи в Иране являются не санкции, а некомпетентность властей и их несогласие позволить иностранным компаниям осваивать иранские нефтяные месторождения, полагает наблюдатель, приводя далее мнение эксперта об эффективности санкций.
Кристофер Спречер из техасского A&M University говорит: "Государство, на которое накладываются санкции, расценивает их как слабые и начинает вести себя почти провокационно". Как утверждают Спречер и его соавтор, куда более глубокое впечатление на Тегеран может произвести настоящая глобальная коалиция на дипломатическом фронте, направленная на противодействие иранской ядерной и внешней политике, а не санкции, воспринимаемые как преимущественно американский ход.
Европа будет и далее поддерживать дипломатические и экономические меры, предпринятые ООН и призванные выразить недовольство мира поведением Ирана. Однако подобные инициативы воспринимаются с застарелым скептицизмом. В ноябре в ООН обсудят возможные новые санкции, но ни Россия, ни Китай жесткую линию не поддержат.
Самые разные люди - по крайней мере, проживающие за пределами Европы и Америки, - восхищаются тем, что Иран бросает вызов гегемонии США. Иран стремится сделаться сверхдержавой в своем регионе. США ныне пользуются недостаточной поддержкой, чтобы обуздать амбиции Ирана посредством дипломатических усилий или пресловутых санкций. "Задабриватели", как назвал бы их Буш, возможно, действительно глупы, но они искренни в своем мнении. Даже в Европе военные действия США в отношении Ирана будут пользоваться лишь мизерной поддержкой.
Но есть две стороны, которые смотрят на ситуацию иначе: это Израиль и президент США. Позиция Израиля традиционна и непоколебима. Вполне вероятно, что Вашингтон поддержит авианалеты Израиля на иранские ядерные объекты, если Израиль (что вряд ли) располагает необходимыми для этого техническими возможностями и информацией.
Итак, через шесть месяцев, когда станет ясно, что санкции не смогли повлиять на Тегеран, а конец президентских полномочий не за горами, Буш, вполне возможно, поднимет в воздух бомбардировщики "Стелс". Этот шаг повлечет за собой резкое вздорожание нефти, а также драматический и, возможно, судьбоносный рост напряженности в отношениях мусульманского мира с Западом, предсказывает журналист.
Ахмадинежад и КСИР нуждаются в американских врагах, чтобы оправдывать свои идиотские поступки в собственной стране и разжигание смуты в Ираке, а администрация Буша на каждом шагу льет воду на их мельницу, производя впечатление, будто конфронтация ей желанна. Соперники - тегеранское руководство и вашингтонская администрация - один другого стоят. Другой вопрос, чего заслуживают народы их стран и вообще наша планета. Но ирано-американские отношения, по-видимому, испортятся еще сильнее, прежде чем к власти в той или другой стране придет новое руководство и даст миру шанс.
Швейцарская Le Temps обращает внимание, что глава МАГАТЭ призывает к сдержанности в отношениях с Тегераном. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мухаммед аль-Барадеи вызвал новую полемику сделанным в воскресенье вечером на телеканале CNN заявлением о том, что нет никаких оснований для обвинения Ирана в стремлении обладать ядерным оружием.
"Я не получал никакой информации о конкретной и реализуемой в настоящее время программе по созданию ядерного оружия, - заявил глава расположенного в Вене агентства, отвечающего за борьбу с распространением ядерного оружия. - Еще остается много вопросов. Но видели ли мы у Ирана ядерный материал, который может быть быстро преобразован в оружие? Нет. Видели ли мы активно проводимую программу по созданию ядерного оружия? Нет".
Признавая свою обеспокоенность американскими операциями по подготовке к войне в Персидском заливе, глава МАГАТЭ предостерег от "катастрофы", которой является конфронтация, вновь подтвердив свое убеждение: "Единственное долгосрочное решение заключается в переговорах и инспектировании". Аль-Барадеи должен 12 ноября представить свой последний отчет о состоянии иранской ядерной программы накануне заседания исполнительного органа агентства, назначенного на 22 ноября, напоминает издание.
Немецкая Sueddeutsche Zeitung в статье "Любой путь становится окольным" рассказывает о том, как Иран занимается торговлей в условиях международных санкций. Согласно официальной трактовке, санкции вообще не оказали воздействия на Иран, пишет издание, рассказывая об уловках импортеров.
Две трети всего объема импорта идет в Иран из Дубая, но практически для всей продукции этот эмират, расположенный по другую сторону Персидского залива, является лишь перевалочным пунктом. Более 1 тыс. иранских компаний уже осели в Дубае. Размер иранских инвестиций оценивается в 300 млрд долларов. Иранцы с давних пор используют эмират для того, чтобы обеспечить сохранность своим деньгам. Только после победы на президентских выборах радикала Махмуда Ахмадинежада из Ирана утекло по меньшей мере 100 млрд долларов.
Эмират навредит самому себе, если пойдет на сокращение объемов столь привлекательной торговли с Ираном. Примерно каждый четвертый житель Дубая - иранец. В их руках сконцентрирована почти пятая часть всей недвижимости. По официальным данным, через залив на экспорт уходит пятая часть от общего объема экспорта ОАЭ, в реальности - еще больше. Товары для Ирана теоретически импортируются в свободную экономическую зону, но фактически там даже не разгружаются.
После того как многие западные банки отказались от сделок с Ираном, торговцы все чаще пользуются так называемыми Exchange Office: они осуществляют денежные переводы между Дубаем и Тегераном в обоих направлениях, при этом избегая больших денежных потоков. Излюбленной уловкой для ухода от санкций, которые ввели американские компании, является экспорт подозрительной продукции в Ирак или Кувейт. Там их перекупают подставные лица из Ирана, и зачастую они окольными путями возвращаются обратно. Или же экспорт крупной техники и промышленных установок: они попадают в Иран, согласно предписаниям, без американских комплектующих, в то время как комплектующие отдельно отправляются в соседнюю страну, а затем по проселочным дорогам или вдоль побережья доставляются в Иран.
Все это стоит денег. Но поскольку любой шаг в направлении ужесточения санкций в отношении Тегерана и любое бряцание оружием приводит к росту цен на нефть на 10 долларов за баррель, Иран, скорее всего, переживет последствия санкций, делает вывод издание.
Итальянская Corriere della Sera в статье, посвященной посланию министров иностранных дел двух стран ЕС Путину с призывом не совершать односторонний выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе, напоминает о роли России в решении иранской проблемы.
В европейских дипломатических кругах, да и в Америке прокладывает себе путь идея о том, что с Москвой следует вести широкий диалог. Вероятнее всего, ключ к решению основной проблемы, стоящей перед сегодняшним миром, а это иранская ядерная программа, находится в руках у Путина. Позиция Москвы - постоянного члена Совбеза ООН, имеющего право вето на любую инициативу и поставляющего технологии Ирану, - является решающей в вопросе о том, чтобы остановить Тегеран без применения силы, которое будет крайне разрушительным. И, чтобы склонить Москву к сотрудничеству, Запад, вероятно, должен принять к сведению российские планы и амбиции возрожденной державы, которую следует уважать, полагает издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях