The Wall Street Journal | 30 октября 2007 г.
Огнеопасные страны
Александрос Петерсен
От Пакистана до Ливана и России могут взорваться целые регионы
Воспламенение происходит, когда горючее вещество в присутствии кислорода, обычно в нагретом состоянии, резко выделяет тепловую энергию. США уделяют главное внимание в своей внешней политике так называемым "несостоявшимся государствам", тогда как Вашингтону следовало бы сфокусироваться на тех странах, где сочетание накаленных ингредиентов чревато не только коллапсом, но и пожаром.
Взять, например, Бейрут. Атмосфера в этом кипучем городе с тяжелой судьбой сейчас напряженная. Можно видеть военные блокпосты, обложенные мешками с песком, ключевые магистрали охраняются бронетранспортерами, перед домами депутатов парламента - барьеры, замедляющие движение транспорта. Ливанский парламент, разобщенный на враждующие фракции, должен до 24 ноября проголосовать по поводу кандидатуры следующего президента страны, и для повышенных мер безопасности есть свои резоны. 19 сентября при взрыве заминированного автомобиля в пригороде Бейрута погибли депутат Антуан Ганем, занимавший антисирийскую позицию, и два его телохранителя.
Большинство ливанцев, а также западные державы полагают, что за этим взрывом стоят спецслужбы Сирии. Это можно заключить по череде схожих убийств политиков, имевших место за 15 лет гражданской войны в Ливане. Первый тур выборов президента в парламенте был намечен на конец сентября, но его перенесли сначала до окончания Рамадана, а затем на 12 ноября, так как просирийская парламентская оппозиция бойкотирует голосование.
Немаловажно, что срок, в течение которого ливанский парламент обязан избрать президента, истечет всего за несколько дней до возможного начала мирной конференции по Ближнему Востоку. На конференцию возлагаются большие надежды. Ее планируется провести по инициативе и благодаря финансированию Вашингтона. Дамаск участвовать отказался. Отсутствие Сирии вставляет палки в колеса процесса мирного урегулирования с Израилем по вопросу о Голанских высотах. Ввиду чрезмерного влияния Сирии в Ливане Бейрут не может быть серьезным партнером на переговорах о мире. Еще важнее тот факт, что огнеопасный (в буквальном смысле) характер политической жизни в Ливане, где спорят между собой различные религиозные общины, останется главным препятствием для мирного урегулирования на северном фронте Израиля.
Нескончаемая борьба за власть между религиозными фракциями и постоянная угроза насилия внутри Ливана означают: в этой стране всегда найдется хотя бы одна сила, которой будет политически выгодно дразнить Израиль. На данный момент такой силой является "Хизбалла", с которой Израиль воевал в прошлом году. Пока внутри Ливана не преодолена почти фатальная разобщенность по религиозному признаку, "огнеопасное" состояние страны будет чревато пожаром во всем регионе, что создает угрозу для безопасности Израиля и стратегических интересов США.
Еще одна готовая воспламениться страна - Пакистан, где президент Первез Мушарраф, союзник США, только что еле предотвратил массовое восстание, отказавшись от поста главнокомандующего вооруженными силами и позволив оппозиционерам вернуться из эмиграции на родину. Сейчас, пока у Мушаррафа выдалась маленькая передышка перед следующим крупным вызовом его администрации, ему следует обратить взор на те регионы своей страны, которые неэффективно контролируются центральным правительством.
Проблема не только в том, что северо-запад Пакистана, населенный местными племенами, служит базой для боевиков "Аль-Каиды" и талибов, которые совершают налеты на территорию Афганистана. Данный регион сам по себе весьма взрывоопасен; возможные последствия затронут Афганистан, Пакистан и такую спорную территорию, как Кашмир. Весной и летом нынешнего года там был зафиксирован ряд межрелигиозных столкновений, унесших жизни сотен человек, меж тем как вожди пуштунов собрали "Лашкар" - армию численностью в тысячу человек, чтобы вытеснить в Афганистан сотни радикалов-исламистов узбекской национальности.
Пока экономическое положение значительно не улучшится и задиристых вождей племен не удастся умиротворить, вожди местных пуштунов будут и далее поддерживать нападения на соседний Афганистан, а также разжигать мятежи внутри страны. Взрывоопасность этого региона, присущая ему едва ли не по самой его природе, делает взрывоопасной страной весь Пакистан (между прочим, обладающий ядерным оружием) и подрывает стратегические интересы США, состоящие в стабилизации обстановки в Афганистане.
* * *
Когда я назову третье огнеопасное государство, вы, должно быть, удивитесь, но в долгосрочной перспективе оно представляет собой наиболее серьезную угрозу для стратегических интересов США. По распространенному мнению, консолидация авторитарной власти российского президента Владимира Путина принесла в страну стабильность и процветание - этим и объясняется высокий рейтинг лидера - хотя крупные отрасли экономики фактически национализируются, а оппозиция и СМИ подавляются. В краткосрочной перспективе такое развитие событий делает Россию стабильной, хотя и чересчур самоуверенной.
Россия в большей мере, чем любое другое государство мира, сталкивается с опасностью демографического кризиса в длительной перспективе: численность этнических русских ежегодно сокращается на миллион с лишним. Тем временем в России благодаря иммиграции и высокому уровню рождаемости резко увеличивается число мусульман с Кавказа, из Центральной Азии и с Ближнего Востока. Многие россияне в ответ проявляют расизм и национализм, причем зачастую такая реакция поощряется государством. Авторитетная правозащитная организация "Мемориал" связывает прокремлевское молодежное движение "Наши", организующее летние лагеря, где белых православных этнических русских поощряют обзаводиться детьми, с многочисленными преступлениями, совершенными по мотивам межнациональной ненависти.
Поскольку в ряде ключевых кварталов, районов и городов этнические и религиозные меньшинства превращаются в большинство, в качестве ответной реакции там зреют "контрнационалистические" настроения. Президент Путин и его предположительные преемники знают об этом, и усиление центральной власти - составная часть усилий по предотвращению величайшего потенциального взрыва: балканизации России, где проживает более 160 этносов. Однако жесткие меры со стороны властей могут и усугублять напряженность. Вводимые местными властями ограничения, например на количество торговцев мусульманского вероисповедания на уличных рынках, лишь разжигают недовольство меньшинств. Подобный взрыв в Евразии имел бы серьезные последствия для энергетической безопасности США и Европы, транснациональной преступности и потоков мигрантов по всему континенту, не говоря уже о судьбе российских запасов ядерных материалов, которые плохо охраняются.
Администрация Буша правомерно опасается "несостоявшихся государств", но приоритетом должны быть "взрывоопасные страны", способные ввиду присущей им внутренней нестабильности спровоцировать дестабилизацию в целых регионах.
Петерсен - научный сотрудник, ныне проходящий стажировку в Center for Strategic and International Studies
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях