International Herald Tribune | 30 сентября 2003 г.
"Патриотический акт" используется для расследования преступлений, не имеющих отношения к терроризму
Эрик Лихтблоу
Администрация Буша, которая называет "Патриотический акт" одним из самых важных инструментов борьбы с террористами, все чаще и активнее использует этот закон для расследования уголовных преступлений, не имеющих никакого отношения к терроризму: наркоторговли, должностных преступлений, шантажа, детской порнографии, отмывания денег, шпионажа и даже коррупции среди зарубежных лидеров.
По словам чиновников министерства юстиции, они просто используют все доступные в данный момент механизмы, чтобы эффективно бороться с преступниками-террористами. Однако критики антитеррористических методов администрации называют столь широкую трактовку закона свидетельством того, что администрация обманным путем навязала американскому обществу новый закон, использовав терроризм как предлог для проведения радикальных изменений в правоохранительной сфере.
В новом докладе министерства юстиции, представленном в этом месяце конгрессу США, приводятся десятки дел, не связанных напрямую с терроризмом, при расследовании которых власти воспользовались своими расширенными полномочиями для перехвата телефонных разговоров, ареста подозрительных банковских счетов и много другого.
Возможность перехватывать электронные сообщения "оказалась бесценной при проведении нескольких важных расследований, не связанных с терроризмом", подчеркивается в докладе, включая определение местонахождения бежавшего преступника и раскрытие преступлений хакеров.
Помимо использования особых методов расследования, власти активно применяют и более суровые наказания, оговариваемые в законе. Например, при вынесении приговора 20-летней девушке из Калифорнии, которую в мае родители увезли в путешествие на круизном лайнере и которая расклеивала на борту записки с угрозами, надеясь, что это заставит родителей отказаться от продолжения путешествия и она сможет вернуться домой к своему бойфренду. На прошлой неделе ее приговорили к двум годам тюремного заключения, поскольку в "Патриотическом акте" есть пункт о создании угрозы для безопасности транспортных систем.
С помощью отслеживания частных интернет-сообщений власти сумели раскрыть деятельность наркоторговой сети, расследовать дело о краже кредитных карт, найти преступника, совершившего четыре убийства, и подсудимого, который сбежал накануне судебного заседания, используя фальшивый паспорт.
Закон, принятый конгрессом через пять недель после террористических актов 11 сентября 2001 года, оказался особенно эффективным в расследовании финансовых преступлений.
За последние два года на американских границах было задержано около 35 млн незадекларированных долларов в виде наличных и чеков, которые пытались контрабандой вывезти из страны. Хотя власти утверждают, что большая часть этих денег должна была пойти на финансирование терроризма, есть все основания предполагать, что их львиная доля была связана с другой незаконной деятельностью.
Также благодаря суровому антитеррористическому закону США арестовали ряд зарубежных банковских счетов, содержащих миллионы долларов, но к террористам никакого отношения не имеющих.
В публичных выступлениях министр юстиции Джон Эшкрофт и высокопоставленные чиновники минюста заявляют, что более широкие полномочия властей нацелены исключительно на борьбу с терроризмом. О пользе закона для расследования других преступлений либо не говорится вообще, либо упоминается вскользь.
"Мы использовали эти инструменты для того, чтобы помешать террористам снова принести смерть и разрушение на нашу землю, - заявил Эшкрофт в своей речи в Вашингтоне в прошлом месяце. - Мы использовали эти механизмы для спасения жизни невинных американцев".
Однако в своей среде чиновники министерства юстиции не скрывают, что "Патриотический акт" имеет более широкую область применения. К примеру, в пособии к семинару для сотрудников минюста, посвященном финансовым преступлениям, говорится: "Мы все знаем, что "Патриотический акт" США является оружием в войне с терроризмом. Однако знаете ли вы, как он влияет, в том числе, и на борьбу с преступностью?"
Как говорится в отчете Генеральной счетной палаты, исследовательской группы конгресса, 75% приговоров, классифицированных как "международный терроризм", маркированы неправильно. Во многих случаях речь идет об обычных преступлениях вроде подделки документов.
Антитеррористический закон уже давно вызывает резкую критику - его противники считают, что он дает правительству слишком большие полномочия и возможность вмешиваться в частную жизнь людей. Энтони Ромеро, исполнительный директор Американского союза гражданских свобод, отмечает: "Когда американское общество поймет, что многие из полномочий, данных федеральному правительству, применимы не только к терроризму, оппозиция возрастет".
Чиновников министерства юстиции критика не смущает. "Я полагаю, любой разумный человек согласится с тем, что мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы защитить жизнь и свободу американцев и от террористов, и от рядовых преступников", - подчеркивает Марк Корал, представитель министерства.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях