The New York Times | 30 сентября 2004 г.
Как скандинавские гены распространяются без кораблей викингов
Лизетт Алварес
Если внезапно в удаленных уголках планеты будет появляться больше высоких и светловолосых детей, если они будут до странности хорошими велосипедистами или будут с легкостью жонглировать тремя языками, объяснение этому феномену надо будет искать в датском городе Архус. В местном университете.
Студенты этого спокойного приморского городка, как оказалось, решили заняться заселением мира. Каждый день они, а также студенты Копенгагена отправляются в самый крупный в мире банк спермы Cryos International, где, пройдя ряд тестов для проверки состояния их здоровья и детородных способностей, делают анонимный вклад.
Потом их сперму замораживают, а дальше ее посылают посылкой в 40 стран мира. Среди пунктов назначения - Испания, Парагвай, Кения, Гонконг и Нью-Йорк, где компания открыла представительство в прошлом году, чтобы удовлетворить потребности выходцев из стран северной Европы.
Дания и, в частности, компания Cryos ведут агрессивный маркетинг по всему миру, напирая на особую скандинавскую мифологию, которая привлекает некоторых людей в некоторых частях света.
На американском вебсайте доноры перечислены под псевдонимами Тор, Арве, Йенс - это студент, который хвастается своими светлыми волосами, голубыми глазами и высоким ростом. Он любит футбол и лыжи, также бадминтон и латиноамериканские танцы. Он играет на пианино и знает английский и немецкий. Мало того, он аспирант факультета физической химии.
"Дело не в том, что люди хотят, чтобы их дети были сверхлюдьми, - говорит управляющий директор Cryos Оле Шу. - Они просто хотят, чтобы дети были на них похожи".
За последние годы многие банки спермы в странах Европы отошли от политики гарантированной анонимности. Для подросших детей доноров спермы, как и для приемных детей, право знать, кто является их биологическим отцом, - это серьезная победа.
Но изменившиеся законы привели к дефициту доноров в некоторых странах и сделали Данию привлекательным рынком для "сперм-туризма". Большинство доноров - люди студенческого возраста, для которых донорство - это способ заработать кое-какие дополнительные деньги - в Дании это, как правило, около 40 долларов, а в США - 500 долларов.
Возможность, что где-нибудь лет через 18 к ним на порог может нежданно явиться их ребенок, или 10 детей, или 20, большинство из них не рассматривают.
Количество детей, для которых тот или иной донор может являться отцом, зависит от того, где он живет и скольким людям отправят его сперму. В Дании максимальное количество - 25, предположительно, такого ограничения достаточно, чтобы предотвратить случайные инцестуальные связи между братьями и сестрами. В Великобритании - 10.
Один клиент Cryos, чью сперму отправили в несколько стран, стал отцом 101 ребенка, о чем не знает даже он сам, говорит Шу.
Самый быстрорастущий рынок сбыта для банков спермы - это лесбиянки и одинокие женщины, составляющие 20% клиентуры Cryos, причем большинство из них живут за пределами Дании. Несмотря на достаточно свободные нравы, в Дании есть закон, запрещающий незамужним женщинам покупать у врачей сперму.
Однако мистер Шу планирует расширение рынка, разрабатывая в настоящий момент страны Африки и Азии, где перспективных клиентов не обязательно привлекут светловолосые и голубоглазые викинги. Поэтому сейчас он ищет доноров разных этнических типов.
Ему удавалось даже осуществлять продажи в странах Ближнего Востока, где донорство спермы - это табу. "Некоторые говорят, что трудно продавать песок в Сахаре, - шутит Оле Шу. - Мне кажется, что сперму продавать еще труднее".
А что насчет этических загвоздок, связанных с донорством спермы?
Банки спермы могут установить генетические мутации, указывающие на кистозный фиброз, но должны ли они также проводить тесты на синдром Дауна? А что если у донора к 50 годам разовьется рак прямой кишки? Должен ли будет банк спермы в этом случае уведомить об этом детей, произведенных с помощью его спермы? Могут ли потенциальные родители иметь право выбирать пол будущего ребенка, как это разрешено в США? Компании уже используют в качестве рекламы уровень интеллекта своих доноров, их медицинские карточки, их внешность. Хорошо это или плохо?
"В некотором смысле, когда вы выбираете себе партнера обычным способом, вы тоже ищете в нем благоприятные генные признаки", - говорит профессор медицинской этики из Имперского колледжа в Лондоне Пирс Бенн.
"Все это вызывает множество вопросов этического порядка, но иногда законы и ограничения - это не лучший способ решить их, - говорит Бенн. - Лучший выход - это информированное согласие, то есть люди должны получать полную информацию, не будучи втиснутыми в жесткие рамки закона".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях