The Wall Street Journal | 30 сентября 2004 г.
Голливуд открывает в Китае свое агентство
Мерисса Марр
Самое старое агентство киноиндустрии Голливуда хочет выяснить, сможет ли его громкое имя и знаменитая продукция пленить китайских партнеров и помочь утвердиться на заманчивом, но трудноуловимом рынке Китая.
Агентство Уильяма Морриса расширяет свою калифорнийскую сферу влияния открытием нового форпоста в Шанхае, главном экономическом центре Китая. Первая из акул Голливуда, появившаяся на китайских берегах, подписала масштабный контракт, чтобы отметить свое прибытие. Это был контракт с организаторами Шанхайского международного кинофестиваля.
В поисках новых сфер влияния крупные агентства Голливуда в последние годы стремятся расширить сеть своих представительств за рубежом, чтобы максимально охватить все возможные направления, начиная с выпуска видеоигр и кончая организацией фестивалей и концертных туров. Самой масштабной формой расширения деятельности является создание многоотраслевых корпораций. Агентства Голливуда теперь пополняют свои корпоративные списки такими гигантами, как General Motors и Coca-Cola.
Географическое расширение сферы деятельности агентств киноиндустрии встало на повестку дня совсем недавно. Причиной такого решения стало значительное сокращение доходов ведущих агентств Голливуда внутри страны. В последнее время они колеблются в пределах 10%. При этом их деятельность за рубежом напоминает первые шаги ребенка. Несмотря на растущую в последние годы популярность азиатского кино, от гонконгских боевиков до японской анимации, ни одно из агентств Голливуда на развернуло коммерческой деятельности в этой области.
Первый приз на Шанхайском международном фестивале, ставшем первым клиентом агентства Уильяма Морриса в Китае, получил иранский фильм "Традиция убийства любовника".
На этой неделе Уильям Моррис наконец-то открывает офис своего постоянного представительства в Шанхае. С учетом появления на китайском рынке многочисленных конкурентов, сделать это было весьма непросто.
Широко распахнув двери для иностранных инвестиций в 1980-е годы, Китай переживает настоящий расцвет экономики. В нем стремительно растет рынок развлечений, который, по последним прогнозам, перегонит Японию и станет вторым по величине в мире к концу этого десятилетия. Еще одно важное обстоятельство: в 2008 году Пекин будет метом проведения летних Олимпийских игр.
Не слишком ли поздно появились здесь агентства Голливуда и какую роль они будут играть? Уильям Моррис видит два главных направления деятельности. Первое - традиционный бизнес по выявлению талантов, включая поиски незаурядных актеров и режиссеров. Разумеется, это область, где местные агентства имеют устойчивую власть. Уильям Моррис надеется найти талантливых китайских актеров, желающих работать в Голливуде, а также пригласить известных звезд Голливуда на работу в Китай (в списке клиентов агентства числятся такие таланты группы "A", как Расселл Кроу и Кирстен Данст).
Другое направление - потенциально более выгодное корпоративное сотрудничество с местными агентствами. Сюда можно включить помощь западным клиентам в установлении деловых контактов со стремительно меняющими стиль работы СМИ Китая и предоставление им информации о том, во что можно наиболее выгодно вложить их рекламные доллары. Сюда также можно включить и поставку товаров, рекламное обслуживание и спонсорские вложения в масштабные развлекательные мероприятия. "Дело не будет ограничиваться лишь представлением очередного китайского кинопроизводителя", - говорит руководитель агентства Уильяма Морриса в Шанхае Джим Виатт.
"Шанхайский международный кинофестиваль, первый китайский клиент агентства Уильяма Морриса, дает агентству твердую точку опоры, чтобы утвердить себя в творческих кругах Китая", - говорит Грас Чэн, которого агентство послало в Шанхай начинать работу. Агентство надеется, что благодаря участию в этом мероприятии оно укрепит свой авторитет среди ведущих китайских киноактеров. С другой стороны, этот же кинофестиваль поможет агентству утвердиться и среди западных кинопроизводителей и привлечь к фестивалю больше спонсоров.
Камнем преткновения могут стать крупные китайские агентства, многим из которых Уильям Моррис будет наступать на пятки.
"Мы не собираемся конкурировать с китайскими агентствами, - говорит Виатт. - Напротив, мы установили с ними хорошие партнерские отношения". Он также сказал, что агентство Уильяма Морриса ведет переговоры с местными агентствами индустрии развлечений, СМИ и инвесторами о возможности стратегического партнерства.
И тем не менее агентству еще потребуется некоторое время, чтобы научиться делать деньги в Китае. Многие конкурирующие агентства тоже планируют утвердиться в Китае, но, похоже, ни одно из них пока не предпринимало попыток сделать решающие шаги.
"Пока трудно сказать, в какой мере американские агентства киноиндустрии смогут делать в Китае то, что они делают в Голливуде и Нью-Йорке, - говорит Гарольд Вогэль, аналитик индустрии развлечений. - Не думаю, что им удастся добиться там успеха прямо сейчас".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях