Der Standard | 30 сентября 2005 г.
Для клона Путина двери открыты
Йозеф Кирхенгаст
Российские виртуозы от власти вырабатывают у страны иммунитет к демократической заразе
Во время тщательно срежессированного "вечера вопросов" на телевидении президент России Владимир Путин недавно подтвердил, что он не собирается идти на третий срок (для этого потребовалось бы изменить конституцию). Да ему это и не нужно. Какую бы роль Путин формально ни играл после выборов 2008 года, очень велика вероятность того, что его преемник будет его политическим клоном. Условия для этого кремлевские чиновники уже создали, сейчас они вносят последние штрихи в свой шедевр.
Покупка нефтяного концерна "Сибнефть" монопольным концерном "Газпром", находящимся под контролем Кремля, - это еще один штрих. Роман Абрамович, "хороший" олигарх, в отличие от бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, чей приговор только что вступил в силу, не сопротивлялся и за это получает кругленькую сумму за свой контрольный пакет акций "Сибнефти". Отщипнув лишь небольшую часть этих денег, он мог бы купить себе плюс к "Челси" еще несколько ведущих европейских футбольных клубов.
Согласно генеральному плану, целью которого является окончательно и бесповоротно установить в России управляемую и, по мнению ее архитекторов, по-настоящему стабильную демократию, ничто не должно быть предоставлено на волю случая. Риск появления неприятных сюрпризов нужно свести к минимуму. Этот урок Кремль усвоил благодаря перевороту на Украине - Москва была ошеломлена происходившими там событиями.
Никаких зачатков "оранжевой революции"
В России не будет даже зачатков "оранжевой революции". Это уже почти точно. Одной из причин является слабая либеральная оппозиция, которая сейчас разобщена сильнее, чем когда-либо, с тех пор как она не прошла на парламентских выборах в Думу. Однако главной причиной демократического затишья является последовательное удаление политическими дизайнерами в Кремле всех раздражающих факторов. После фактического установления контроля над всеми федеральными телеканалами на очереди стоят печатные средства массовой информации, влияние которых и так довольно ограниченно. Недавно "Газпром" купил "Известия", одну из важнейших газет.
В мае был изменен избирательный закон. Барьер для того, чтобы пройти в Думу, был поднят с пяти до семи процентов. Голосовать за отдельных кандидатов теперь нельзя, проводится только голосование по партийным спискам. Уже сейчас партия Кремля "Единая Россия", которая накануне прошлых выборов появилась из ниоткуда, имеет две трети голосов в парламенте. Программа партии состоит из одного слова: Путин.
К борьбе с теми, кто может представлять опасность для системы "Путин", подключается юстиция. Окончательное осуждение Ходорковского, который демонстрировал и продолжает демонстрировать политические амбиции, должно было также послужить устрашению остальных. Кто не поймет послания, будет следующим на очереди: против некогда снятого Путиным премьер-министра Касьянова прокуратура завела дело, обвиняя его в незаконном присвоении дачи. Касьянов выразил намерение пойти на президентские выборы 2008 года кандидатом от оппозиции.
Становлению гражданского общества нужно воспрепятствовать
Также поставлена задача не дать в России сформироваться сильному гражданскому обществу. Он не допустит, чтобы "политическая активность" неправительственных организаций финансировалась из-за границы, заявил недавно Путин. Что является политической активностью, власти в том или ином конкретном случае легко сумеют установить. Чтобы противопоставить что-нибудь движениям, которые могут возникнуть спонтанно, Кремль несколько месяцев назад создал собственное молодежное движение - "Наши". Там прославляют величие и особенность России.
"В России никогда не будет демократии западного образца", - сказал Валерий Богомолов, который тогда был руководителем кремлевской партии, полгода назад давая интервью автору этой статьи. Глядя на то, что происходит сейчас, можно только признать его правоту.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях