The New York Times | 30 сентября 2016 г.
Там, где правит железная рука, участники дорожного движения ведут себя пристойнее
Эндрю Хиггинс
Хотя улица была свободна от машин, а полицейских вокруг не было видно, около дюжины пешеходов послушно ждали под дождем, пока не загорится зеленый сигнал светофора, повествует корреспондент The New York Times Эндрю Хиггинс. Это происходило в Москве - в городе, где раньше считалось, что правила дорожного движения соблюдать необязательно.
"Я всегда стараюсь выполнять правила. Хочу жить в цивилизованной стране", - пояснил 22-летний курьер Алексей Смирнов.
Газета комментирует: "Для любого, кто жил в Москве в 90-х, в период затянувшегося на 10 лет праздника непослушания и бодрящей свободы, уважение Смирнова к ритуалам благовоспитанности - это нервирующее напоминание о том, как сильно изменилась Россия (или, как минимум, ее столица) с 1999 года, когда президент Путин пришел к власти".
"Но, как и со многими другими событиями в России, ответ на вопрос, куда ведут эти перемены, зависит от вашей оценки Путина. Кто он - зловещий бывший кагэбэшник, твердо намеренный вернуть свою страну к пугливой покорности, характерной для СССР? Или просто жесткий, но современно мыслящий полицейский, планирующий навести определенный порядок среди хаоса?" - продолжает автор.
Чиновники полагают: растущее уважение к сигналам светофора - знак, что "железные руки" Путина и мэра Москвы Сергея Собянина заставили общество двинуться в сторону вежливости и законопослушности.
"Нет, причина не в страхе, а в том, что людей с детства учат выполнять правила дорожного движения и другие правила", - говорит Александр Поляков, замдиректора Центра организации дорожного движения правительства Москвы.
"Поляков сказал, что его удручает сложившийся на Западе имидж России как страны, где царят беззаконие и жестокий гнет", - пишет газета. По его словам, люди подчиняются сигналам светофора, потому что "теперь уважают себя и других", а также "больше не хотят рисковать".
Вскоре после прихода к власти Путин обещал ввести "диктатуру закона", напоминает газета.
"Но многие крайне скептически отвечают на вопрос, выполнил ли Путин это обещание и вообще заинтересован ли в его реальном выполнении. Правоохранительные органы и суды регулярно наказывают критиков правительства за мелкие или надуманные нарушения, но не проявляют особого желания карать за более серьезные правонарушения людей, у которых хорошие связи", - говорится в статье.
Социолог Леон Косальс сказал, что москвичи "знают, что не могут добиться справедливости, что игра нечестная". Но, по его словам, они пытаются соблюдать ПДД и другие правила, "так как хотят жить в современной стране, а не потому, что считают, что теперь система стала справедливой".
Косальс добавил, что такое поведение - это отчасти молчаливый протест, желание наслаждаться передовыми достижениями Запада, который неустанно очерняют государственные российские СМИ.
"Неясно, к чему надеется прийти Россия и сколько времени займет путь", - пишет газета. Кремль клянет США и Европу, но Москва становится все более европейской по своим вкусам, обычаям и устремлениям.
"Распространяются элементарные любезности: например, придерживание двери у входа в метро, чтобы она не ударила следующего пешехода по лицу", - пишет автор.
Многие либералы-интеллектуалы, особенно активные участники оппозиционных политических движений, ропщут против работ по благоустройству, которые проводит московское правительство.
Но активист и специалист по городскому планированию Сергей Никитин сказал: хотя изменения во внешнем облике города не устранят многочисленных глубинных проблем России, они поощряют горожан вести себя по-новому, более учтиво.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях