Le Temps | 31 августа 2004 г.
Франция "мобилизует" арабский мир на освобождение заложников в Ираке
Ришар Верли
Исход противостояния между французскими властями и иракскими похитителями журналистов Кристиана Шено и Жоржа Мальбрюно казался очень неопределенным к вечеру понедельника, после истечения срока ультиматума, предъявленного похитителями: они дали Парижу 24 часа на то, чтобы отменить закон о светскости. По сообщению телеканала Al-Jazeera, срок ультиматума был в конечном счете продлен еще на сутки.
На новой видеокассете, показанной вечером катарским спутниковым телеканалом, оба заложника призывают французский народ "выйти на демонстрацию, чтобы потребовать отмены закона о запрещении мусульманского платка, так как наша жизнь находится в опасности". Это заявление внесло дополнительную неясность в дальнейшую судьбу заложников.
Около 6 часов вечера в Париже на площади Трокадеро и перед Домом радио собралось несколько тысяч манифестантов, чтобы потребовать освобождения двух репортеров, пропавших 20 августа.
Между тем с набережной Кэ д'Орсэ поступали очередные противоречивые сообщения, которые поддерживали надежду. Некоторые источники утверждали, что генеральный секретарь МИД Франции Юбер Колен де ля Вердьер, прибывший днем в Багдад, смог установить контакт с членами группировки "Исламская армия в Ираке", которая в субботу вечером взяла на себя ответственность за похищение. Говорили даже о том, что передача заложников уже состоялась. В понедельник компетентные лица связывали большие надежды с тем фактом, что формально в тексте ультиматума "Исламской армии в Ираке" не было угрозы казнить журналистов.
Другие источники, напротив, подчеркивали отсутствие достоверной информации о том, что журналисты вот-вот будут освобождены. В Париже президент Жак Ширак отложил вчера вечером свой визит в Россию, согласовав этот шаг с главой внешнеполитического ведомства Мишелем Барнье (который утром того же дня вылетел в Египет, чтобы добиваться освобождения журналистов).
Французское общество настроено единодушно: об отмене закона о светскости не может быть и речи, защищать республиканские ценности нужно единым фронтом. В окружении журналистов политики, собравшиеся на площади Трокадеро, в том числе министр культуры и средств коммуникации Франсуа Донадье де Вабр, лидер Французского демократического союза (ФДС) Франсуа Байру и социалист Франсуа Олланд высказывались в едином ключе. При этом они ссылались на лозунги мусульманских организаций, один из которых звучал так: "Во имя ислама освободите журналистов".
Контакт установлен? В Ираке отныне точно знают, кто похитил журналистов. Оба репортера и их шофер-сириец, похищенные в Латифии (одном из населенных пунктов на трассе, соединяющей Багдад с южными районами страны), находятся в руках тех же суннитских экстремистов, которые захватили, а на прошлой неделе убили итальянского журналиста Энцо Бальдони.
Контакт с похитителями был установлен через одного из багдадских улемов, близких к салафитским "талибам" Эль-Фаллуджи (так называют группы моджахедов, взявших этот суннитский город под свой контроль в результате мятежа весной этого года). Однако вопрос о том, принадлежат ли похитители Кристиана Шено и Жоржап Мальбрюно к традиционной религиозной иерархии, в понедельник вечером оставался без ответа.
"Улемы всегда проводили различие между странами, чьи войска находятся в стране, и другими странами, такими, как Франция, - отмечает дипломат. - Прислушиваются ли к ним? Это уже другой вопрос".
Чтобы убедиться, что так оно и есть, французские власти избрали в понедельник следующую тактику: они хотят, чтобы авторитетные суннитские лидеры Ирака и всего арабского мира напомнили об особой позиции Франции в отношении конфликта, а также о неравнодушии обоих заложников к судьбам Ближнего Востока и арабских народов. В Египте генеральный секретарь Арабской лиги Амр Муса призвал освободить журналистов. С таким же призывом выступил и палестинский президент Ясир Арафат. К освобождению заложников призвало и ливанское шиитское движение "Хезболлах".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях