Le Monde | 31 августа 2004 г.
Фарс с "президентскими выборами" в Чечне был отмечен самоподрывом смертника
Натали Нугайред
Меньше чем через час после открытия урн в одном из центральных кварталов Грозного, искалеченного бомбами и почти пустынного в день выборов (жители города, боясь новых актов насилия, предпочитали сидеть по домам), к избирательному участку на проспекте Победы подошел 20-летний мужчина. Отойдя от тротуара, где находились прохожие, он привел в действие взрывное устройство и погиб на месте. Никто больше от взрыва не пострадал.
Этот акт вызвал чувство подавленности у чеченского населения, изможденного многолетним конфликтом и прилагающего большие усилия, чтобы выжить среди руин. "Может быть, он хотел выразить протест против этих выборов?" - предположил чеченец в камуфляжной форме и с автоматом Калашникова наперевес - охранник избирательного участка.
В воскресенье 29 августа, через три месяца после убийства пророссийского руководителя Чечни Ахмада Кадырова, погибшего в результате взрыва бомбы в Грозном, Кремль организовал очередной спектакль с выборами в воюющей республике. К утру понедельника пророссийский кандидат собрал намного больше 50% голосов, необходимых для победы в первом туре. К тому времени, когда было обработано около 85% бюллетеней, Алу Алханов уже набрал 74% голосов. Население усматривает во всем этом очередной "политический фарс", который вряд ли будет способствовать установлению мира.
Город-призрак. Весь день Грозный всем своим видом напоминал город-призрак. Вблизи военных комендатур движение по улицам было запрещено, шоссе были перегорожены бетонными блоками: власти опасались взрывников-смертников. Избирательные участки, оборудованные в некоторых вновь открывшихся школах или на первых этажах уцелевших под бомбами зданий, были оцеплены военными и вооруженными милиционерами. Избирателей почти не было видно.
Эти "выборы", как и три аналогичных мероприятия, проведенные в Чечне за минувшие полтора года, проходили в стиле чистейшей фальсификации по-советски. Публично представители пророссийской администрации и руководители избирательных участков повторяли в один голос, что голосование проходит "нормально, так как народ хочет стабильности и мира". В частном же порядке и на условиях анонимности те же чиновники охотно соглашались с тем, что они участвуют в грандиозном спектакле, что многие урны были заполнены бюллетенями и запечатаны еще накануне дня голосования.
На 406-м избирательном участке в Старопромысловском районе маскарад вызвал неловкость у посетителей. В воскресенье ближе к полудню чиновники заявили, что из 2500 избирателей этого участка проголосовало "790 человек", но позже они смущенно признали, что 490 из них были российскими военнослужащими из "центральной комендатуры". По подсчетам независимого наблюдателя, фактически пришли голосовать лишь 33 человека...
Российский контингент в Чечне, насчитывающий 100 тысяч человек (точный состав группировки держится в секрете), дал основную часть обработанных избирательных бюллетеней. Остальные бюллетени являются плодом широкомасштабных подтасовок: тысячи из них были сфабрикованы на основании паспортных данных жителей Чечни. Чтобы скрыть этот факт, было сделано все возможное.
Бывших чеченских беженцев, которые в этом году были вынуждены вернуться из Ингушетии в воюющую республику, так как их лагеря ликвидированы, привозили к избирательным участкам целыми автобусами. В общежитиях, где они живут, предупредили: если они не подчиняться избирательной процедуре, их лишат поставок продовольствия.
Эти факты тщательно скрывались от делегации Совета Европы во главе со швейцарцем Андреасом Гроссом, передвигавшимся в воскресенье по Грозному под усиленной охраной российского спецназа и ФСБ. Государственные СМИ представили эту поездку как миссию "европейских наблюдателей" за проведением президентских выборов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях