The Washington Post | 31 августа 2005 г.
Джордж Буш: Война в Ираке равносильна борьбе против фашизма
Питер Бейкер, Джош Уайт
Буш называет войну в Ираке нравственным эквивалентом борьбы армии союзников против фашизма во время Второй мировой войны
Во вторник президент Буш, возрождая дух речей Франклина Рузвельта, сказал, что война в Ираке представляет собой в нравственном отношении эквивалент борьбы с нацизмом и японским милитаризмом в годы Второй мировой войны. Он заявил, что Соединенные Штаты не могут выйти из этой борьбы без разрушительных последствий.
Буш воспользовался выступлением на церемонии по случаю 60-летней годовщины победы над Японией, чтобы попытаться укрепить общественную волю на фоне неутихающего насилия в Ираке. Это третий за последнюю неделю случай, когда он выступает с речью по поводу сохранения взятого курса, чтобы противостоять растущим антивоенным настроениям. Выступая на военно-морской базе рядом со стоящим в доке авианосцем "Рональд Рейган", Буш сказал, что иракские мятежники являются такими же "безжалостными" противниками, как немцы и японцы в период Второй мировой войны.
"Сейчас, как и тогда, они пытаются запугать свободный народ и сломить нашу волю, и сейчас, как и тогда, им это не удастся, - сказал Буш под аплодисменты матросов в белой форме и морских пехотинцев в камуфляже. - Им это не удастся, потому что террористы нашего века совершают ту же ошибку, что и последователи других тоталитарных идеологий, появившихся в прошлом веке. Они думают, что демократический строй изначально является слабым и коррумпированным и его можно поставить на колени". Но, добавил он, "Америка не пустится в бегство, и мы не забудем о своем долге".
Обращаясь к истории, Буш неоднократно приводил в качестве примера стойкость Рузвельта, сравнивая коварное нападение Японии на Перл-Харбор в 1941 году с террористической атакой "Аль-Каиды" в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 года. Подобно тому, как Рузвельт боролся с изоляционизмом, предшествовавшим инциденту в Перл-Харборе, Буш предостерег от возвращения к тому, что он назвал "настроениями изоляции и отступления, свойственными периоду до 11 сентября".
"Он знал, что именно недостаток демократии в Японии позволил кучке назначенных сверху милитаристов захватить контроль над государством, угрожать нашим соседям, атаковать Америку и ввести весь регион в состояние войны, - сказал Буш о Рузвельте. - И он знал, что лучший способ принести в регион мир и стабильность - это дать Японии свободу".
Восхваляя президентов-демократов Рузвельта и Гарри Трумэна, Буш исподволь тем самым критиковал Билла Клинтона за проявление слабости в 1990-х. Вспомнив цепь терактов, совершенных за последнее время, из которых все, кроме двух, имели место в правление Клинтона, Буш сказал, что враги Америки воодушевились, видя отсутствие жесткого отпора. "Они пришли к выводу, что свободным обществам не достает отваги и характера, чтобы защищаться от твердого в своих устоях противника", - сказал он, не называя имени Клинтона.
Если Соединенные Штаты потерпят поражение в Ираке, добавил Буш, террористы типа Усамы бен Ладена и Абу Мусаба аз-Заркави наберут силу и выиграют в сфере прибыльных нефтяных поставок. "Если аз-Заркави и бен Ладен получат контроль над Ираком, - сказал он, - то они создадут новую тренировочную площадку для будущих террористических выпадов, они захватят нефтяные месторождения, чтобы с их помощью финансировать свои проекты, они смогут завербовать еще больше террористов, объявив об исторической победе над Соединенными Штатами и нашей коалицией".
Председатель Демократической партии США Говард Дин попытался иначе повернуть сравнение со Второй мировой войной. "Президенты-демократы Рузвельт и Трумэн привели Америку к победе во Второй мировой войне, потому что у них был четкий план успеха для американского народа, союзников Америки и американских солдат, - заявил Дин. - Президент Буш не смог предложить такого плана, поэтому, несмотря на отвагу и жертвы наших войск, мы не преуспеваем в Ираке так, как должны".
Летний отпуск, проведенный президентом в Техасе, был омрачен войной в Ираке. Демонстранты разбили близ его ранчо лагерь и устроили мирную акцию протеста, а переговорщики в Багдаде составили конституцию, окончательно оттолкнувшую лидеров суннитского меньшинства.
Хотя Буш произнес свою речь всего в ста ярдах от возвышающегося корпуса авианосца "Рональд Рейган", Белый дом тщательно проследил за тем, чтобы судно не попало в кадр при телевизионной трансляции. Этот образ мог бы напомнить телезрителям речь президента о вторжении в Ирак, произнесенную им на борту авианосца "Авраам Линкольн" в 2003 году на фоне плаката с преждевременной надписью "Миссия выполнена!".
Будучи в компании министра обороны Дональда Рамсфельда, Буш защищал часто подвергающегося критике главу Пентагона, назвав его "надежным советчиком" и "человеком, отлично выполняющим свою работу". После речи президента Рамсфельд отправился на близлежащий остров Колорадо с визитом на базу военно-морского флота США и вручил участникам операции в Ираке "Бронзовые звезды".
Рамсфельд повторил послание президента: "Цель этой войны не достигнута. Эта цель - победа. И пусть не будет никаких сомнений: мы добьемся своего".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях