Inopressa | 31 августа 2006 г.
Слияние "Русала" и "Суала" - продолжение стратегии консолидации?
Обзор прессы
Слиянию двух российских металлургических компаний, "Русала" и "Суала", посвятила сегодня сразу несколько статей деловая британская газета Financial Times.
Корреспондент газеты Ребекка Брим в статье "Следующим шагом нового алюминиевого титана может стать доминирующее положение в горнодобывающей промышленности" отмечает, что объединенная компания через несколько лет может стать платформой для построения огромной горнодобывающей компании, которая бросит вызов таким фирмам, как BHP Billiton и Rio Tinto.
"Суалом" управляет Брайан Гилбертсон, бывший руководитель BHP Billiton, крупнейшей в мире горнодобывающей компании, и именно он, как ожидается, станет председателем объединенной компании. Президентом же будет Александр Булыгин, глава "Русала".
Источники, близкие к сделке, сообщили FT, что "Русал" считает Гилбертсона крайне ценным сотрудником и хотел бы, чтобы он возглавил создание лидера российской металлургической и горнодобывающей промышленности.
После слияния с "Суалом" и приобретения активов швейцарской компании Glencore "Русал" планирует разместить акции на Лондонской фондовой бирже, а затем использовать свои акции для сделок с международными горнодобывающими компаниями вне России и вне алюминиевой индустрии. Стремление компании к диверсификации отражает тот факт, что компания с портфолио иностранных горнодобывающих активов обычно получает лучшие и стабильные результаты на фондовом рынке, отмечает британская газета.
Как сообщили FT источники, близкие к "Русалу", амбиции компании выходят за рамки слияния с "Суалом" и предполагают создание российской версии BHP Billiton, т.е. "компании, выставляющей свои акции на бирже, диверсифицированной и приобретающей активы".
На то, что слияние "Русала" и "Суала" может стать прологом к консолидации металлургического сектора в России, указывает в своем материале другой корреспондент Financial Times Аркадий Островский. Это слияние может быть новым примером решительных усилий России, нацеленных на утверждение в роли глобального игрока в стратегических отраслях промышленности. В течение второго срока Путина на посту президента Кремль все активнее проводит политику консолидации контроля над стратегическими секторами путем создания национальных лидеров и последующей продажи миноритарных долей иностранным инвесторам с целью привлечения западных опыта и технологий. Очевиднее всего эта стратегия проявилась в энергетическом секторе. Кремль увеличил свою долю в "Газпроме", российской газовой монополии, с 38% до 51% в качестве прелюдии к снятию ограничений на приобретение иностранными компаниями оставшихся акций. Этот шаг - плюс покупка "Газпромом" нефтяной компании Романа Абрамовича "Сибнефть" - привел к увеличению рыночной капитализации "Газпрома" до 250 млрд долларов, что сделало ее одной из крупнейших компаний в мире.
Также Кремль создал национального лидера в нефтяной сфере: государственная компания "Роснефть" установила контроль над главным производственным подразделением ЮКОСа Михаила Ходорковского, который в прошлом был крупнейшей в России нефтяной компанией, однако доведен до банкротства налоговыми претензиями на миллиарды долларов.
Но эта схема вышла за рамки энергетики. "Рособоронэкспорт", государственное агентство по экспорту вооружений, во главе которого стоит бывший коллега Путина по КГБ, в прошлом году установил контроль над "АвтоВАЗом", с амбициозными планами вдохнуть новую жизнь в производителя автомобилей "Лада". Сейчас Кремль проводит консолидацию в аэрокосмической индустрии на фоне объединения ядерных активов России в единый государственный холдинг.
В отличие от вышеупомянутых сделок, создание алюминиевого гиганта пока не включает государственного интереса. Однако Кристофер Уифер, главный стратег "Альфа-Банка", полагает, что слияние - лишь первый шаг к установлению государственного контроля и над металлургической индустрией.
Абрамович, один из самых политически лояльных российских олигархов, недавно согласился купить 41% акций "Евраза", ведущей сталелитейной компании России.
Financial Times напоминает, что, по иронии, одну из первых попыток создания компании-национального лидера нового образца предпринял Михаил Ходорковский путем слияния ЮКОСа и "Сибнефти" и продажи доли в объединенной компании ExxonMobil.
И, наконец, в редакционной статье "Россия создает нового национального лидера" газета обращается к вопросу об эффективности и последствиях проводимой Кремлем стратегии консолидации, которая может быть задействована и в случае слияния "Русала" с "Суалом".
"Олег Дерипаска, ключевой акционер "Русала", был беспощадно амбициозным консолидатором металлургической индустрии России. Так что, на первый взгляд, пока нет причины подозревать, что согласиться на установление контроля над "Суалом", российским конкурентом "Русала", и алюминиевыми активами частной швейцарской компании Glencore с целью создания крупнейшего в мире производителя алюминия, его вдохновил напрямую Кремль", - пишет газета, добавляя, что в объединении этих активов действительно есть промышленная логика, так как за пределами России наблюдается та же картина - большая часть промышленности сосредоточена в руках Alcoa, Alcan и Norsk Hydro.
Однако в то же время Дерипаска - это олигарх, крайне лояльный Кремлю, где он, похоже, загодя обсудил сделку с президентом Владимиром Путиным. Сделка "Русала" и "Суала" четко вписывается в индустриальное видение Путина - создание государственных или дружественных государству гигантов в ряде секторов, таких как энергетика, природные ресурсы, автостроение и аэрокосмическое производство, полагает Financial Times
Путин считает - и говорил об этом, что именно путем создания внушительных национальных лидеров Россия сможет восстановить уважение к себе на мировой арене. Однако влияние этой стратегии на внутреннюю конкуренцию вызывает сомнения, подчеркивает Financial Times. Ибо практически в любом секторе она сталкивает иностранных инвесторов с доминирующей российской компанией. Государственная стратегия, похоже, заключается в том, чтобы консолидировать сферу, которую она считает стратегической, а затем пригласить иностранные компании к участию качестве миноритарных акционеров. По этой схеме развиваются события в аэрокосмическом секторе: сначала государство предпринимает шаги по перегруппировке государственных активов в Объединенной авиастроительной корпорации, а в следующем месяце вводит законопроект, позволяющий иностранным инвесторам приобретать до 49% акций в дочерних совместных предприятиях. По всей видимости, это делается с намерением использовать иностранные инвестиции для укрепления национальных лидеров, а не для конкуренции с ними. В России действует федеральное антимонопольное агентство, однако страна использовала его в большей степени для тщательного отбора, а не для поддержки иностранных инвестиций.
В подобных обстоятельствах Москве вряд ли стоит удивляться западному отношению к российским инвестициям за рубежом, предупреждает британское издание. Вчера франко-германская аэрокосмическая и оборонная компания EADS сначала подтвердила, а затем опровергла сообщение о том, что "Внешторгбанк", второй крупнейший государственный банк в России, приобрел почти 5% ее акций. Однако было бы прекрасно, если бы российская сторона как-то прояснила эту ситуацию; ибо, скорее всего, любое приобретение, которое мог сделать банк, было сделано для третьей стороны, возможно, для самой Объединенной авиастроительной корпорации. Отсутствие прозрачности уже один раз сыграло против российской компании "Северсталь", когда она предложила компании Arcelor слияние с ней вместо Mittal Steel. Если российские компании хотят продолжать выставлять акции на западных фондовых биржах - а "Русал"/"Суал" говорит о возможном размещении акций в Лондоне - они обнаружат, что следование правилам хорошего корпоративного управления - не только в интересах западных инвесторов, но и в их собственных интересах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях