The Washington Post | 31 августа 2007 г.
Советские запасы химического оружия близятся к уничтожению
Дэвид Э. Хоффман
В 2008 году, возможно, будет введено в строй предприятие, финансируемое США
Среди пустошей и болот примерно в 100 милях от южной границы России в населенном пункте под названием Щучье возводится огромное серое здание из бетона и кирпича, опутанное трубами и проводами. Это предприятие, где, возможно, в будущем году начнется обезвреживание одного из самых опасных запасов, оставшихся с холодной войны.
На вывеске сказано, что объект номер 1207 предназначен для хранения и уничтожения химического оружия. Но эта фраза даже в отдаленной мере не описывает историю предприятия по уничтожению химического оружия - крупнейшего (а также одного из сложнейших ввиду возникших при его реализации проблем) проекта в рамках усилий США по утилизации оружия массового уничтожения, которое осталось после распада Советского Союза.
После многих лет, когда планы стопорились, когда возникали споры о финансировании, привлечении фирм-подрядчиков и обеспечении местных жителей социальными услугами, строительство завода стронулось с мертвой точки: как сообщили официальные лица, выполнено более половины объема работ, и в декабре 2008 года предприятие сможет приступить к уничтожению химического оружия.
Сенатор Ричард Лугар (республиканец, Индиана) и экс-сенатор Сэм Нанн (демократ, Джорджия) - авторы программы Нанна-Лугара по утилизации опасных материалов и вооружений, оставшихся на территории бывшего Советского Союза, - в четверг впервые за пять лет вновь посетили Щучье, чтобы ознакомиться с работами на объекте, который стал краеугольным камнем их широкомасштабных усилий.
В 13 милях от завода они проехали мимо объекта, который доставил им немало тревог, - складов, обнесенных заграждениями из колючей проволоки. Там, в деревянных корпусах (железные крыши некоторых из них заржавлены) много лет хранятся 1,9 млн артиллерийских снарядов, начиненных смертоносными нервно-паралитическими веществами.
По словам официальных лиц, это снаряды самого разного калибра - от 85-миллиметровых до боеголовок ракет "Скад", 1,2 млн единиц начинены зарином, 514 тыс. - зоманом, а 157 540 - веществом вэ-экс. Чтобы убить человека, достаточно капли нервно-паралитического вещества, а эти снаряды теоретически содержат дозу, которой хватит для уничтожения миллионов человек.
Снаряды хранятся на деревянных стеллажах - совсем как бутылки с вином в темных погребах. Пол Макнелли, менеджер программы уничтожения химического оружия Агентства уменьшения угрозы обороне, которое входит в состав Пентагона, говорит, что отравляющие вещества внутри снарядов остаются "в идеальной сохранности".
Нанн выразил обеспокоенность тем, что снарядами могут заинтересоваться террористы. Хотя заграждения, которым обнесены склады, модернизированы, снарядов здесь много, уследить за всеми сложно, и, возможно, кто-то сумеет вынести несколько в сумке. "По-моему, будет чрезвычайно сложно определить, что одного снаряда не хватает", - заключил Нанн. Заострив внимание на расчетах, согласно которым уничтожение снарядов отнимет еще 5-10 лет, Нанн добавил: "Не думаю, что у нас так много времени".
Оружие, которое хранится в Щучьем, составляет всего 13% от официально декларированных Россией запасов химического оружия - 40 тыс. тонн в семи хранилищах. Согласно Конвенции о запрещении химического оружия, заключенной в 1997 году, Россия и США, располагающие крупнейшими арсеналами времен холодной войны, должны уничтожить их до 2012 года.
Рожелио Пфиртер, глава Организации по запрещению химического оружия, штаб-квартира которой находится в Женеве, недавно сообщил, что Россия уничтожила 22% своего оружия, а США - 46% своего.
После распада СССР в 1991 году проблема ликвидации подобных запасов казалась срочной. Теперь уничтожение оружия холодной войны, как представляется, создает не меньше сложностей, чем ранее его производство.
В Щучьем дело идет трудно. Первые соглашения о нейтрализации отравляющих веществ, хранящихся здесь, были подписаны в 1996 году. Но в 1998 году российскую экономику постиг кризис, и обещанная российскими властями модернизация школ и улучшение условий жизни местного населения так и не были осуществлены. На несколько лет проект застопорился. Наконец в 2003 началось строительство.
После ввода завода в строй здесь смогут уничтожать 1700 тонн отравляющих веществ в год. На складах хранится 5400 тонн. Если конвейеры заработают в 2008, то уничтожение снарядов только на одном этом объекте может затянуться до 2011 года, когда исполнится 20 лет с распада СССР.
Чтобы выкачать отравляющие вещества, в снарядах будут высверливаться отверстия. Затем отравляющие вещества нейтрализуют, смешают с битумом и зароют в специальных контейнерах на территории завода. Пустые снарядные гильзы отправят в металлолом.
По некоторым сведениям, местное население все еще ощущает недовольство. Экологическая организация Green Cross International, основателем и председателем которой является бывший советский лидер Михаил Горбачев, сообщила в своем докладе, что в июне местные жители вышли на демонстрацию, требуя социальных льгот, которые им обещали власти.
Россия, ныне разбогатевшая на прибылях от продажи нефти, подписала новое соглашение, обязывающее ее оплатить издержки, если стоимость осуществления программы превысит смету, составленную США. Другие государства - в том числе Канада, Великобритания, Чехия, Италия, Норвегия и Швейцария - тоже выделяют средства на этот проект. Американская организация Nuclear Threat Initiative, сопредседaтелем которой является Нанн, пожертвовала 1 млн долларов на строительство моста на железнодорожной ветке, по которой снаряды будут доставляться на завод для уничтожения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях