Corriere della Sera | 31 августа 2009 г.
Гданьск, 1 сентября 1939 года. Гитлер объявил войну всему миру
Серджио Романо
Завтра - 70-я годовщина вторжения нацистов в Польшу, положившего начало Второй мировой войне, напоминает Серджио Романо в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
На мероприятия, посвященные годовщине начала Второй мировой, в Гданьск прибудут главы государств и правительств 30 стран. В церемонии, которую возглавят нынешний президент Польши Лех Качиньский и премьер Дональд Туск, примут участие канцлер ФРГ Ангела Меркель, российский премьер Владимир Путин и председатель совета министров Италии Сильвио Берлускони.
В последние дни и часы перед началом конфликта многие правительства и дипломаты предпринимали безнадежные попытки сохранить мир, восстановить разорвавшуюся нить отношений между Германией и Польшей. Многие еще старались организовывать четырехсторонние встречи, надеялись на то, что Гитлер передумает. Первым, кто осознал безнадежность всех этих попыток, стал посол Италии в Берлине Бернардо Аттолико, говорится в статье. Он пытался убедить Риббентропа принять польского посла, но удостоился сомнительной чести встретиться с фюрером, который представил дипломату текст с унизительными и неприемлемыми предложениями Польше. Итальянский посол попытался предложить посредничество Италии. Гитлер сказал, что не хотел бы ставить дуче в неудобное положение. Тогда Аттолико спросил: "Все кончено?". Гитлер сухо ответил: "Да".
Решение о начале войны было принято задолго до этого, пишет автор статьи. Она должна была начаться в ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 года. Ее началу предшествовали провокации и хорошо режиссированные инциденты, оправдывавшие начало конфликта.
Настоящая война с официальными военными сводками началась утром 1 сентября с ударов по Гданьску. Поляки мужественно отстаивали цитадель Гдыня, удерживая город в течение 5 дней. Очаги сопротивления возникли и в других местах, но, как пишет в своей книге Дональд К.Ватт, немцы "обладали подавляющим превосходством по всем решающим направлениям: войска, вооружение, военная подготовка и тактика - всё, за исключением смелости". Поляки, возможно, могли бы продержаться дольше, пишет Б.Лиддер Харт в "Истории Второй мировой войны", но они сконцентрировали силы за реками Висла и Сан: стратегия Варшавы была продиктована смесью экономических соображений и политических ошибок. Поляки хотели сохранить контроль над угольными шахтами в Силезии, рядом с германской границей, и верили, что могут рассчитывать на немедленную военную помощь со стороны Франции и Великобритании. Поляки не понимали, что ни Лондон, ни Париж не в состоянии открыть западный фронт. И, самое главное, они не понимали, что их судьба была решена 23 августа в Москве, когда Риббертроп и Молотов под благожелательным взглядом Сталина подписали советско-германский пакт о ненападении. В тот момент поляки не знали о секретном протоколе, подписанном в те же часы, который предусматривал раздел их страны. Подписав этот пакт, Москва выдала Берлину "лицензию на убийство".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях