Corriere della Sera | 31 декабря 2003 г.
Пауэлл начинает диалог с Ираном
Франческо Баттистини
Американские первооткрыватели прибыли в Иран с незначительной помощью, но с намерением сделать большой дипломатический шаг. Они приехали из Бостона и Вирджинии - штата, где расположена штаб-квартира ЦРУ. Среди них - считанные молодые люди, много мужчин среднего возраста и несколько крупных дам. Они обосновались в холле Eram Hotel в нескольких километрах от Бама. Им всем выдали белые платки и одинаковые бейсболки, в которых они стали похожи на караван верблюдов. Они жуют резинку, томятся от бездействия, но прекрасно понимают, что важно не делать что-то, а просто находиться здесь.
Им запретили выступать с какими-либо заявлениями: "Говорите с руководителем". Как будто неизвестно, что их руководитель находится на другом конце света и его зовут Колин Пауэлл, что он государственный секретарь США и что он уже сказал: жизнь не стоит на месте, и если мы хотим ее упростить, то самое время вновь открыть старое посольство в Тегеране на Taleqani Street.
Землетрясение в Баме - степень разрушения в 10 баллов по шкале Меркалли (которая используется для описания последствий землетрясения. - Прим. ред.) - привело к гибели 50 тысяч человек, как заявил губернатор провинции, и лишило крова 100 тысяч человек.
Интервью Пауэлла Washington Post стало еще одной трещиной в стене, разделяющей Соединенные Штаты и Иран с момент прихода к власти Хомейни. И не столько из-за содержания интервью, сколько из-за момента, когда оно было опубликовано: после катастрофы 26 декабря, после доставки гуманитарной помощи и высадки первых 80 американских неверных на землю Исламской Республики. "Соединенные Штаты готовы начать диалог с Ираном", - заявил госсекретарь США.
По словам Пауэлла, Иран, давший согласие на внезапные проверки на ядерных объектах, а теперь согласившийся принять медикаменты и оборудование, произведенные в США, - это страна, достойная доверия. "Все это вместе свидетельствует о новом подходе нового Ирана к решению вопросов. Иранцы понимают, что мир смотрит на них, и они готовы к шагам навстречу".
Кредит обусловлен определенными условиями. "Мы испытываем беспокойство по поводу террористической деятельности, - сказал глава Госдепа. - Мы испытываем тревогу в связи с некоторыми вопросами, касающимися "Аль-Каиды", есть и другие проблемы, о которых мы не должны забывать".
Но аятоллы остаются непреклонными. "Когда Соединенные Штаты нас хвалят, нам следует плакать", - гласит исторический лозунг революции.
Однако ответ Мохаммеда Хатами звучит как желание поднять цену. "Не думаю, что эта трагедия изменит наши отношения с Соединенными Штатами, - говорит премьер-министр, который, тем не менее, работает со своими реформаторами над постепенным сближением с Вашингтоном. - Перед лицом подобных событий правительства обычно не думают о разногласиях. И это не имеет ничего общего с политическими вопросами".
Некоторые дипломаты уже оценивают "отраженный сигнал" этой катастрофы. Стремление всего мира установить свой флажок на развалинах - это объятия солидарности, но и политический расчет. Заявления Пауэлла не являются отражением позиции всей администрации Буша, но если американцы открывают ворота, то никто не хочет упустить шанс.
В Иране ощущается острая нехватка технологических инвестиций в нефтедобывающей промышленности. Немногочисленные и устаревшие нефтеперерабатывающие заводы потребляют больше горючего, чем производят. Иран продает сырую нефть, но вынужден покупать бензин за рубежом по 50 центов за литр и продавать его внутри страны по фиксированной цене в 10 центов.
Как повлияет на ситуацию трагедия Бама? Незначительно, говорят специалисты странной дисциплины - дипломатии катастроф. В свое время казалось, что Турция и Греция пошли на сближение в 1999 году, после двух землетрясений в Мармаре и Афинах, но обмен помощью никак не повлиял на решение кипрского вопроса. Индия и Пакистан живут от землетрясения до наводнения. Они иногда протягивают друг другу руку помощи, но продолжают воевать между собой.
По данным исследования Кембриджского университета, природные катастрофы делают противника более "гуманным" и могут порой стать импульсом к каким-либо политическим изменениям, поскольку первые шаги уже осуществлены.
Однако между Кореями отношения налаживаются крайне медленно. Между США и Ираном дипломатические переговоры буксуют уже пять лет. Может быть, поможет присутствие 80 человек в одинаковых бейсболках, фотографирующихся на фоне портретов имамов?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях