The New York Times | 31 декабря 2003 г.
Российская новогодняя ностальгия
Редакция
В этот Новый год преуспевающие москвичи вновь смогут окунуться в "старые, добрые" советские времена и утолить свою ностальгию по Советскому Союзу, которого не существует уже более 13 лет.
Помимо многочисленных новогодних кабаре, шоу и рок-концертов, теперь у любителей выйти в свет появилась возможность "провести новогоднюю ночь в СССР": на VIP-вечеринке "Назад в СССР" в ресторане одного из популярных московских торговых центров.
За 500 долларов с носа гостей будут приветствовать актеры, загримированные под советских лидеров, им будет предложена черная икра - редкий деликатес советских времен, их будут развлекать певцы советской эры.
"Мы ориентируемся на людей в возрасте 35-40 лет и старше, которые имеют хорошую работу, хорошие доходы и скучают по своим молодым годам", - объясняет организатор Анна Осипцева.
Вечеринка в новогоднюю ночь до сих пор остается самым крупным праздником в России, чем она стала после того, как советские власти сделали ее светским заменителем Рождества.
Среди других проявлений ностальгии по СССР - футболки с надписью "СССР" и названиями различных советских брендов: "Чай со слоном" ("Тот самый чай"), "Дружба" (плавленый сырок), "Большевик" (кондитерская фабрика, выпускающая печенье и конфеты).
"Моей дочери 13 лет, она росла, когда СССР уже не было, - говорит Диана Вайнберг, 36-летняя журналистка. - Но она говорит, что теперь Советский Союз в моде". Дочка Вайнберг собирает советские значки, например с изображением Юрия Гагарина, первого человека, побывавшего на орбите Земли.
Большинство людей скучает не по советской диктатуре с ее хроническими дефицитами, некачественными товарами и ущемлением свободы слова, а по собственной молодости и по тому, что они считают более простыми докапиталистическими временами.
Светлана Поночевная, 50-летний доктор из Москвы, и шестеро ее друзей с радостью купили билеты на шоу "Назад в СССР". По словам Светланы, она жаждет услышать ретро-музыку и почувствовать старую атмосферу.
"Не сказала бы, что я скучаю по Советскому Союзу, я скучаю по тем счастливым годам, когда я была молода", - говорит она.
У себя дома телезрители включают телевизоры и смотрят новые мыльные оперы, в которых события происходят в советские времена. Один из сериалов, "Черный ворон", рассказывает об извилистой судьбе двух Татьян, одна из них - дочь знаменитого ученого, другая - сирота. События происходят в 1970-х годах, и в интерьере сериальных сцен досконально воспроизводятся детали тех времен: от неуклюжей мебели массового производства до туфель на высокой платформе и расклешенных джинсов, а люди называют друг друга товарищами.
Ретро-мотивы используются во многих московских клубах - они пытаются сыграть на ностальгии по вечеринкам советской юности, проходившим в спартанской обстановке, с дешевым пивом.
"Жигули" - ресторан и клуб в центре Москвы - находится на месте популярной в 1980-е пивной точки. "Жигули", советская копия "Фиата", была единственной машиной, о которой большинство советских граждан могли только мечтать. На двери клуба висит огромная фотография советского лидера Леонида Брежнева, попивающего пиво со своими товарищами по партии. В заведении крутят музыку десятилетней давности.
"Хотите верьте, хотите нет, сегодня это место в моде, это то, что называют "крутым местом", - отмечает менеджер "Жигулей" Максим Попов, добавляя, что в "Жигулях" часто бывает молодежь младше 20 лет. - Вы бы только видели, как они отплясывают под песни, фанатами которых были их родители".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях