La Repubblica | 31 декабря 2007 г.
"Расследование ООН и сразу же - выборы". Мушарраф боится проиграть
Ренато Каприле
Об Асифе Али Зардари, муже погибшей Беназир Бхутто, можно говорить много, и не всегда хорошее, но, вне всякого сомнения, никто не станет отрицать, что он искусный стратег. И через 96 часов после смерти жены он сделал правильный шаг. Он отказался от поста председателя партии в пользу сына, оставив за собой роль "куратора", решил, что следует провести выборы, и удовлетворил чаяния Макдума Амина Фахима, который возглавлял в последние годы Пакистанскую народную партию, объявив его кандидатом на пост премьера в будущем правительстве. Он гневно отверг вскрытие тела супруги, хотя громогласно требует проведения международного расследования, чтобы пролить свет на трагическую гибель жены. И наконец, он сумел убедить другого лидера оппозиции, своего личного врага Наваза Шарифа, не бойкотировать выборы. Никто не знает, что он ему сказал, но тот отказался от своего тезиса, что "идти на выборы 8 января было бы безумием, это было бы равносильно разрушению страны".
Асиф, которому сейчас 51 год, имеет за плечами прошлое плейбоя и жизнь, переполненную опасностями. Он происходит из семьи заводчиков пони из южной провинции Синд, далеко не такой богатой и влиятельной, как династия Бхутто. Он женился на Беназир в 1987 году - женитьбу организовали их матери. Министр по вопросам окружающей среды во втором правительстве Беназир, в 1996, после падения правительства, он был арестован. Провел восемь лет в тюрьме, из них пять лет семья жила в изгнании.
Он вышел на свободу в ноябре 2004 года - когда с него были сняты все 17 обвинений в коррупции, убийстве и контрабанде наркотиков. Зардари всегда обвинял преемника Беназир, бывшего премьера Наваза Шарифа в том, что он является виновником всех его несчастий. Сам Шариф, свергнутый в результате государственного переворота 12 октября 1999 года Мушаррафом, возглавляет вторую оппозиционную силу и именно с ним, как ни странно, Зардари решил сотрудничать.
"Мистер 10 процентов", как прозвали его недоброжелатели - от размера "откатов", которые он якобы получал, будучи членом правительства, - вернулся и понял: если есть желание отомстить врагам, действовать надо сейчас. Президент находится в явно сложном положении. Его партия, Мусульманская лига Пакистана, прервала предвыборную кампанию, поскольку считает неизбежным перенос выборов на 2-3 месяца. Официальное решение, подтвердить дату 8 января или отложить все на 10 недель, будет принято сегодня в Исламабаде в ходе чрезвычайного заседания Избирательной комиссии. Более чем очевидно, что умный Зардари предвидит победу своей партии на понятной эмоциональной волне, поднявшейся в связи с убийством его жены. То же самое можно сказать и о Шарифе, но никак не о тех, кто поддерживает президента-генерала, рейтинг популярности которого опустился до исторического минимума.
Ситуация в стране продолжает оставаться очень сложной - обстоятельство, которое не может не навести на серьезные размышления. Иными словами, невозможно делать вид, что покушение в Равалпинди было второстепенным инцидентом на пути к демократизации. Это было нечто более опасное. Речь идет не только о волне насилия, обрушившейся на северные племенные районы, связанной с афганским конфликтом и талибами, а также политикой, проводимой на юге, - можно говорить и об уничтожении избирательных списков в государственных учреждениях, в которых в эти дни устраивались поджоги. Если Мушарраф, за которым остается последнее слово, примет решение о переносе выборов, оппозиционные силы поднимут мятеж, что еще больше усилит напряженность. Если выборы состоятся в назначенное время, то угроза массовых убийств также слишком очевидна.
Через четыре дня после убийства Бхутто, туман вокруг ее смерти только сгущается: погибла ли она от пули, осколка или от банальной черепной травмы и кто направлял руку убийц, которых, без сомнения, было несколько? Идеальный подозреваемый, Баитулла Мехсуд, беспощадный и загадочный полевой командир талибов, заявил о своей непричастности. Но кто же тогда виновен, кто из трех, чьи имена сама Бхутто указала в сообщении, отправленном по электронной почте главе МИДа Великобритании? А тем временем появляются фото и видео, которые еще больше запутывают дело. Окончательные выводы можно сделать только на основании вскрытия. Но Зардари противится. Он не доверяет этому исследованию: "Я не дал разрешения. Я достаточно прожил в этой стране, чтобы знать, как все это делается". Объективно предпочтительней международное расследование ООН - пакистанское правительство в настоящее время рассматривает этот вариант - чтобы пролить свет на то, что действительно произошло в тот трагический вечер 27 декабря в парке Liaqat Bagh в Равалпинди.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях