Статьи по дате

Financial Times | 31 января 2001 г.

Русская рулетка

Редакция

Отношения России с международными организациями складываются неудачно. Несмотря на миллиарды долларов, которыми ее осыпали, к концу 90-х годов Россия подошла с более низким уровнем производства, чем в начале десятилетия, и незначительным прогрессом в области структурных реформ. Предстоящие переговоры с МВФ - крупнейшим кредитором страны - представляют возможность подкорректировать сложившуюся ситуацию.

До недавнего времени, несмотря на невыполнение обязательств по осуществлению реформ, Россия, принимая во внимание ее стратегическую значимость, в целом, пользовалась доверием.

Ситуация изменилась после отказа МВФ помочь России в преодолении последствий кризиса 1998 года. Теперь, учитывая высокие цены на нефть, страна больше не нуждается в поддержке со стороны фонда. И она ее не заслуживает: президент Владимир Путин провел реформы в некоторых областях, главным образом, в налоговой, однако они были слишком запоздалыми и незначительными. Так что у МВФ существуют веские основания для прекращения отношений с Россией.

Тем не менее, с практической точки зрения, это может оказаться не лучшим вариантом. Программа МВФ является предварительным условием для проведения переговоров с Парижским клубом о реструктуризации долга. Хотя Россия имеет все возможности соблюдать нынешний график выплат, реструктуризация может стать лучшим способом обеспечить реальное погашение задолженности со стороны России.

И, что более важно, налицо явные признаки того, что президент Путин заинтересован в проведении дальнейших реформ. Так что участие МВФ в обсуждении политики реформ было бы весьма желательно.

Тем не менее, если МВФ найдет аргументы России в пользу разработки программы убедительными, он должен действовать очень осторожно.

Новая программа не должна быть привязана к выделению денежных средств, а любое соглашение о резервных кредитах должно быть очень ограниченным и обставленным жесткими условиями.

МВФ не должен идти на компромисс по поводу содержания программы. У него есть в этом плане определенные рычаги, поскольку России необходима предварительная санкция МВФ, прежде чем она сможет вести переговоры о судьбе долгов. В число необходимых реформ должны быть включены реструктуризация банковского сектора, реформа корпоративного управления и принятие закона о собственности на землю.

МВФ должен смотреть вперед, руководствуясь в своих действиях не только сиюминутными аргументами в пользу подписания программы с Россией, но и принимая во внимание долгосрочные риски. На практике подписание программы с МВФ равносильно ее официальному одобрению со стороны правительства. Однако, принимая во внимание прошлый опыт отношений с Россией, ее намерение следовать принятой программе далеко не гарантировано.

МВФ не следует питать особых иллюзий. Согласиться на предложенную Россией программу означает поставить под серьезную угрозу свою собственную репутацию. Если Россия опять не сдержит своего слова, авторитет МВФ обесценится.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru