Le Monde | 31 января 2001 г.
Скрипка великого мастера в руках Вадима Репина
Мари-Од Ру
Российский виртуоз дает концерт вместе со своим коллегой, пианистом Борисом Березовским.
Высокий, слегка массивный молодой человек, в кожаных брюках и маленьких круглых очках - его лицо еще не утратило юношеского очарования. Вадим Репин совершенно не похож на остальных великих скрипачей. Он ведет себя, как юный мудрец, и если бы не лукавые искорки в его смеющихся глазах, он мог бы показаться чересчур суровым. Но лишь только он берет в руки инструмент, дотрагивается до него смычком, его лицо преображается и наполняется радостью. Вадим Репин прекрасен, когда играет.
Родился он в Сибири, сейчас ему 30 лет. В семилетнем возрасте Вадима приняли в элитный класс Захара Брона. Сегодня он представляет когорту мастеров, воспитанных известным российским педагогом. Кто они, лучшие? Вадим Репин и Максим Венгеров, а также присоединившиеся к ним совсем недавно Даишин Касимото и Кирилл Трусов. Он, как и все вундеркинды, в возрасте 5 лет начал заниматься в музыкальной школе, через полгода - концерты. Для него победа на конкурсах была простой формальностью (Wieniawski, Tibor Varga в 1987 году, и особенно Reine-Elisabeth в Бельгии в 17 лет): виолоцентризм во всех его проявлениях. Для талантливого ребенка из Новосибирска, ? очень скоро, скрипка превратилась в наркотик. Мне было необходимо ощущать сцену, возбуждение, страх?. Уже в 20 лет он добился успеха. Некоторые обожгли себе крылья, но не он. Удивительный, как его воздушная скрипка, такой тонкий и замысловатый, но твердо стоящий на ногах.
?Быть музыкантом, значит много страдать. Разучивание новой партитуры сопряжено с опасностью: этот процесс сжигает все ориентиры, лишает вас уверенности в себе. Каждый раз, у меня складывается впечатление, что я все начинаю сначала?. Возможно, именно поэтому он так любит окружать себя друзьями-музыкантами. Это пианист Ральф Готони, скрипач Антон Барачовский и великолепный скрипач, исполнитель цыганских мелодий Роби Лакатос. ?Мы знакомы очень давно: ночи напролет играем вместе в нашем любимом брюссельском ресторане!?
Играть во вселенной
Но самое тесное взаимопонимание у Вадима Репина сложилось с его соотечественником и другом Борисом Березовским, с которым он случайно встретился на Фестивале в Сиетле. Это редкий союз, проявившийся в совместном творчестве. Фирма аудиозаписи ?Эрато? выпустила два диска, произведения Прокофьева, а также Равеля и Медтнера, в их совместном исполнении. Самый последний диск можно назвать настоящим сольным концертом. ?Я хотел предложить различные пейзажи ХХ века, почти как эмоциональный документальный фильм. Штраус с его экспрессивными и постромантическими произведениями; Стравинский и его почти математическое творчество, и Барток, мастер популярного фольклора. Я попытался транспонировать на диск логику концерта?. Он сдержал слово: произведения Штрауса прозвучали чисто и спонтанно, вызывая головокружительное, долго не проходящего ощущение ярких красок, волнующего лиризма. Музыка Стравинского звучит динамично, но без напора. Произведения исполнены в отточенной манере. Что касается Бартока, то его знаменитые ?Румынские танцы? вызывают головокружительный калейдоскоп ощущений, звуков и запахов: ?Danse du baton inventive?, ?Pe loc?, ?Danse precipitee?. Эти произведения обретают особое очарование благодаря игре пианиста Бориса Березовского.
Вадима Репина, конечно же, сравнивали с его знаменитыми старшими коллегами - Менухиным, Штерном, Ойстрахом. Но, бесспорно, его отличительными чертами являются чудесная техника и безукоризненная точность. Чувственность, элегантность, тонкость, а также глубина, благородство и нежность - всех этих эпитетов не достает для описания звучания великолепного инструмента, скрипки страдивариус Сарасат. Он должен исполнить на ней ?Испанскую симфонию? Лало. ?Мне ее предоставила чикагская Societe Stradivarius: блестящее и насыщенное звучание высоких нот и глубокое и благородное звучание низких. Чудесный компромисс между естественным блеском ?страд? и чувственной силой ?гварнери?!?
Вадим Репин - один из нас? Ему можно задать такой вопрос, когда узнаешь, что одно из его самых сумасшедших желаний - стать первым скрипачом вселенной! Однако, успокойтесь, он также любит теннис и формулу 1, шахматы, театр, сигареты и хорошее вино. А еще он любит читать на пляже или в ночных поездах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях