Globe and Mail | 31 января 2002 г.
Политическое вмешательство ? это не шутка
Майкл Познер
Какое совпадение: если несколько вольно прочесть наименование нового телеканала, созданного в Виктории Мозесом Знаймером (VI TV), переведя его на язык римских цифр, то получится то же самое название, что и у российского телеканала, который подручные Владимира Путина сдали в утиль (TV6). Еще более удивительно, что оба телеканала оказались вовлечены в неприглядные споры по поводу свободы прессы. Сходства ? и различия ? между этими ситуациями могут оказаться поучительными.
В Британской Колумбии министр финансов либерального правительства Гари Коллинз пригрозил лишить аккредитации бывшего члена кабинета министров Мое Сихоту, который стал ведущим бойкого телешоу на телеканале VI. Коллинз, за которым как раз не замечено качеств эстрадного комика, объяснил свое решение не пустить своего политического противника на намеченный в следующем месяце в министерстве финансов брифинг по бюджетным вопросам тем, что Сихота "проявил невероятную склонность к использованию своего общественного положения для саморекламы". Использование политиком саморекламы? Какое разоблачение.
Тем временем, неуклюжие попытки правительства создавать помехи в деятельности одного из своих самых резких критиков ? Сихоте было отказано в присутствии и на другом брифинге, а либеральные члены правительства не хотят давать ему интервью ? справедливо вызвали зубовный скрежет по поводу цензуры в прессе и демократических прав. Мэтры журналистики в ужасе. В журналистских кругах в Виктории все бурлит от возмущения. По моему мнению, наиболее удачно по данному поводу высказался Мозес Знаймер: "Что же такого мог сделать или сказать Сихота, чтобы так напугать правительство, контролирующее 77 из 79 мест в парламенте?" Но в конце концов Коллинз будет вынужден пойти на попятную, если конечно его политический кретинизм не будет усугублен ослиным упрямством.
Российский случай более тревожен. В Москве ТВ-6 ? последний негосударственный телеканал ? был официально закрыт. Его миноритарный акционер "ЛУКойл-Гарант", пенсионный фонд, принадлежащий нефтяному гиганту "ЛУКойл" (читай, путинскому козлу отпущения), выиграл в суде дело о ликвидации телеканала. Вердикт суда основывался на законе (с тех пор он был пересмотрен), позволяющем миноритарным акционерам начинать процедуру банкротства, если в течение двух лет подряд компания не приносит прибыль.
Представьте, что было бы, если бы подобную возможность имели канадские пенсионные фонды и миноритарные акционеры крупных корпораций. А мы-то считали, что русские не стремятся к капитализму всерьез. На самом же деле ТВ-6 был закрыт по двум причинам, ни одна из которых не имеет отношения к финансам.
Первая из них заключается в том, что 75% акций телеканала принадлежат заклятому врагу Путина, находящемуся в изгнании миллиардеру Борису Березовскому, которого российские власти обвинили в тайном финансировании чеченских повстанцев. Вторая причина связана с тем, что среди остальных российских телеканалов ТВ-6 был единственным, кто критиковал путинскую кровавую кампанию в Чечне. Одним ударом российский президент лишил Березовского общенациональной трибуны и добился того, что с этого момента население имеет возможность лучше оценить мудрость внешней и внутренней политики Путина.
Как и в Британской Колумбии, в России стали раздаваться критики со стороны давних (но в основном, беспомощных) поборников свободы прессы. Закрытие телеканала даже удостоилось легкого упрека со стороны Вашингтона, который в то же время предпочитает не замечать, какую тактику использует Кремль в Чечне ? своего рода негласная компенсация Москве за то, что она позволила американцам делать в Афганистане все, что им заблагорассудится. "Для свободы прессы и установления законности было бы лучше, если бы ТВ-6 остался в эфире", - заявил официальный представитель госдепартамента. Однако ничего не изменилось ? и не изменится.
Теперь лицензия телеканала будет выставлена на аукцион, который состоится в марте и на котором победу, вероятнее всего, одержит "ЛУКойл" или другая подконтрольная Кремлю компания, что приведет фактически к образованию государственной монополии на телевидение (ему уже принадлежит 3 других канала) и полному государственному контролю над информацией. Последствия этого передела для российского демократического эксперимента будут очень серьезными.
К сожалению, попытки монополизировать информацию и ограничить традиционную свободу прессы похожи на тенденцию, и не только в странах с неразвитой демократией. В Италии премьер-министр Сильвио Берлускони лично контролирует все общенациональные телеканалы, три из которых входят в его медиа-империю Mediaset group. В Канаде только одной семье ? Асперс ? принадлежит большинство канадских газет и один из всего лишь трех общенациональных телеканалов.
Так что не будем спешить поздравлять себя. Мы можем спокойно высмеивать шутовские номера Коллинза, но то, что за всем этим кроется, уже далеко не смешно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях