International Herald Tribune | 31 января 2003 г.
Путин намекает на возможное изменение позиции России в отношении войны в Ираке
Майкл Вайнс
На этой неделе появились признаки того, что давний скептицизм и даже враждебность России в отношении американской военной акции в Ираке по мере приближения конфликта постепенно уменьшаются.
Более того, американские официальные лица надеются ускорить этот процесс, предъявив Москве убедительные доказательства поддержки Ираком террористов, активно действующих на российском Северном Кавказе.
Во вторник президент Владимир Путин слегка намекнул на изменение позиции Кремля, когда на саммите СНГ в Киеве не исключил возможность российской поддержки новых мер в отношении Багдада, если будет доказано, что режим Саддама Хусейна препятствует деятельности инспекторов ООН по вооружениям.
Хотя комментарий Путина сопровождался заверениями, что любые действия против Ирака должны быть поддержаны постоянными членами СБ ООН, предупреждение Путина было вполне определенным. "Я не будут сейчас говорить о том, какими могут быть эти решения, - отметил он. - Но они будут более жесткими, чем нынешние".
В тот же день на неофициальном обеде с американскими внешнеполитическими экспертами и другими лицами в Вашингтоне один из главных стратегов Кремля Сергей Ястржембский тоже дал понять о более гибкой политике России в отношении Ирака.
Отвечая на вопрос, что нужно, чтобы убедить российских лидеров активнее поддерживать позицию Белого дома в отношении Ирака, Ястржембский отметил, что России не нужны "убедительные доказательства" нарушения Ираком резолюции ООН - достаточно будет обычных "доказательств".
Американские и российские эксперты и официальные лица полагают, что Россию можно будет склонить к поддержке США, предъявив убедительные аргументы в пользу того, что создание коалиции против Саддама во главе с США - единственный способ положить конец иракской угрозе.
По мнению некоторых наблюдателей, Путину все-таки нужны достаточные доказательства, чтобы заручиться поддержкой российских военных и спецслужб, среди которых многие по-прежнему с подозрением относятся к намерениям США в отношении страны, которая в советские годы была ключевым союзником Москвы на Ближнем Востоке.
"Путин отстаивает необходимость поддержания хороших отношений с США, в частности с президентом Бушем, и делает это намного более активно по сравнению с другими представителями российских властных структур, - заявил в одном из интервью высокопоставленный представитель администрации США. - Я думаю, что он готовит почву к возможному изменению своей позиции; это будет зависеть от того, какие именно ему будут предъявлены доказательства и удовлетворят ли они его окружение".
По словам этого представителя администрации, не пожелавшего называть своего имени, США надеются предъявить Кремлю эти доказательства в следующем месяце. Однако наиболее убедительными, вероятно, окажутся доказательства, касающиеся не вооружений, а связей Ирака с "Аль-Каидой".
"Мы считаем, что имеющиеся у нас сведения убедительно свидетельствуют об активности "Аль-Каиды" в Ираке, о чем было известно Багдаду, а также о связях между ячейками "Аль-Каиды" и террористами, действующими на российской территории или вблизи российских границ, - подчеркнул он. - Контакты Ирака с террористами скорее приведут к ужесточению российской позиции, чем любые сведения об оружии массового уничтожения".
Председатель комитета по иностранным делам Совета Федерации Михаил Маргелов заявил в четверг, что в целом проамериканская политика Путина пользуется широкой поддержкой со стороны правящей партии в парламенте, однако мало кого убедили заявления о непосредственной угрозе со стороны Ирака.
"Если существуют какие-либо доказательства связей Ирака с террористами, - заявил он по телефону из Страсбурга, - это повлияет на российскую позицию".
В России - даже больше, чем в США, - терроризм стал проблемой, которая объединила политиков и обычных граждан. Лишь с октября прошлого года Россия потеряла 129 мирных граждан во время захвата заложников в московском театральном центре, и еще 72 человека погибли в результате теракта в Грозном. Искоренение терроризма было названо главной задачей российских войск в Чечне.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях