Neue Zürcher Zeitung | 31 января 2003 г.
Критика чеченского курса Москвы
Uth.
Скепсис в Совете Европы в отношении запланированного референдума
Парламентская ассамблея Совета Европы снова подвергла критике действия чеченских террористов, а также продолжающееся присутствие российской армии в Чечне в прежних масштабах вместо серьезных усилий с обеих сторон по поиску политического решения конфликта. Российские власти, очевидно, не способны покончить с тяжкими нарушениями прав человека, говорится в решении, принятом в среду вечером. Оно было вынесено на основании доклада делегации Совета Европы в составе лорда Джадда (Великобритания), Рудольфа Биндига (Германия) и Тадеуша Ивински (Польша), которая в период с 20 по 24 января посетила как Москву, так и кавказскую республику. Правда, в докладе отмечается очевидное стремление России изменить чеченскую политику и ее переориентация на поиски политического решения. Однако относительно запланированного на 23 марта референдума по новой конституции республики докладчики выразили самое скептическое отношение.
Зачем нужна новая конституция?
Биндинг, выступая в юридическом комитете, заявил, что усилия Совета Европы по трансформации военного конфликта в политический процесс должны быть поддержаны существенными шагами со стороны России. Так, несмотря на все обещания со стороны прокуратуры, не были установлены виновники многочисленных зарегистрированных случаев нарушений прав человека. Говоря о запланированном референдуме по конституции, Биндинг выразил сомнение в том, что данное мероприятие сможет внести лепту в мирное разрешение конфликта.
Население, которое имеет право участвовать в референдуме, не знакомо с проектом конституции, и никто точно не знает, когда он появится. По сравнению с действующей конституцией проект в той его части, которая касается чеченской автономии, по мнению Биндинга, является очевидным шагом назад. Референдум, не предусматривающий полноценных дискуссий, а также возможности внесения изменений в проект - с ним можно лишь согласиться или не согласиться - лорд Джадд назвал водой, льющейся на мельницу экстремистов. Открытым остается вопрос, почему нельзя заставить работать уже существующую конституцию, с которой до сих пор не считалась ни одна из сторон. Критике подверглись не только преждевременность и поспешность проведения референдума, но и то, что он состоится ровно через два дня после завершения работы миссии ОБСЕ, вследствие чего эта организация не сможет наблюдать за течением голосования.
Хотя российское правительство, очевидно, готово допустить на выборы наблюдателей от Совета Европы, однако совершенно непонятно, как они смогут выполнить задачу при отсутствии возможности свободного передвижения. И вообще, трудно себе представить, как в сегодняшней ситуации с безопасностью можно обеспечить проведение демократического голосования. Сейчас, когда Москва старательно обходит молчанием положение в регионе, где ведутся военные действия, свободное освещение ситуации в средствах массовой информации едва ли возможно. Власти контролируют работу журналистов в Чечне, и ездят они туда очень редко.
Кто имеет право голоса?
Также отсутствует ответ на вопрос о том, кто же имеет право голоса. Вместо жителей республики, как принято повсеместно, в данном случае в референдуме смогут принять участие все люди, находящиеся в Чечне. Таким образом, в голосовании не будут участвовать чеченские беженцы, которые сейчас находятся в Ингушетии и Грузии и не возвращаются домой из страха перед насилием и бесправием, царящими в Чечне. При этом право голоса получает личный состав российских подразделений, расположившихся в Чечне надолго.
В этой позиции Москвы Биндинг видит двойную стратегию. С одной стороны, существует линия на бескомпромиссную жесткость. С другой - Москва пытается возложить все больше задач на плечи местной пророссийской администрации. В регионе сейчас находится 80 тыс. военнослужащих, из них около 36 тыс. расквартировано на длительный срок.
Поэтому Парламентская ассамблея в своем решении подвергает сомнению наличие соответствующих условий для проведения референдума. ПАСЕ требует свободной политической дискуссии, в которой могли бы участвовать все политические группы, а также ее свободного освещения в СМИ. Кроме того, необходимо обеспечить участие в референдуме тех беженцев, которые в настоящий момент находятся за пределами Чечни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях