The Wall Street Journal | 31 января 2005 г.
Урок выживания в условиях повышенной опасности
Нора Бустани
Военный опыт научил бывшую начальницу британской разведки, ставшую писательницей, справляться с любой проблемой и идти вперед
Стелла Римингтон оказалась во главе MI-5 в 1992 году, став первой женщиной Великобритании, занявшей такой пост. Она выжила в этой организации, некогда бывшей клубом только для мужчин, на протяжении десятилетий? во времена холодной войны боролась за первенство, смогла избежать потенциальных атак ирландской армии сепаратистов и вела борьбу с возрастающей угрозой международного терроризма.
Сейчас она ушла на заслуженный отдых и написала книгу под названием "На свой риск" - триллер, который, как она надеется, положит начало целой серии. Шестидесятидевятилетняя Римингтон говорит, что ее книга поможет читателям понять, что люди, работающие в разведке - "это обычные люди, а вовсе не мужчины в котелках и с зонтиками под мышкой".
"Люди должны знать, кто вы, потому что вы нуждаетесь в их поддержке, если собираетесь их защищать, - сказала она. - Мы не консервативные психи, которые убивают людей направо и налево, как это бывает в шпионских фильмах".
Как выучить азбуку Морзе
Дитя Второй мировой войны, Стелла Римингтон вынуждена была покинуть уютный дом в Лондоне и перебраться в Эссекс. Но ее семья не избежала тревог и опасностей тех лет. Много дней провели они в бомбоубежище, оборудованном в гостиной. К пяти годам Стелла уже овладела азбукой Морзе и знала, как надо стучать по металлическим стенам бомбоубежища, чтобы вызвать отраженный гул.
Из-за продолжающихся немецких бомбежек ее семья вынуждена была снова переехать. Она помнит свой детский страх, позднее на этой почве у нее развилась клаустрофобия. Однако жизнь продолжалась. "Психоаналитиков тогда не было. В те времена оставалось только усвоить этот опыт и справляться с ним как сможешь", - говорит она.
Она закончила Эдинбургский университет, потом вышла замуж за выпускника Оксфорда Джона Римингтона, который пошел на дипломатическую службу.
В 1966 году на пике холодной войны ее мужа отправили на работу в Нью-Дели, она отправилась вместе с ним, и ей предложили место секретаря в MI-5. Пока ее муж наблюдал за процессом помощи развитию страны, она печатала отчеты об агентах ЦРУ, КГБ и MI-5, которые выступали под личиной технических консультантов и сельскохозяйственных чиновников. "Я попала на крючок", - говорит она.
Когда ее семья вернулась в Лондон, она нанялась на работу в MI-5. "Я попала в мир, о котором ничего не знала", - говорит она. Ее первым заданием было отслеживать членов Коммунистической партии среди претендентов на работу.
Укол зонтиком
В 1970-х, когда ИРА становилась все более опасной организацией, ее перевели в отдел борьбы со шпионажем, который вел наблюдение за людьми из России и Восточной Европы, работающими в Великобритании под прикрытием. Стелла Римингтон рассказывает, что она была дежурным офицером в ночь, когда на мосту Ватерлоо в Лондоне болгарского диссидента убил болгарский тайный агент, уколов отравленным зонтиком. На кончике зонта находился рицин - смертельный яд.
За этим инцидентом последовали еще более кровавые сценарии холодной войны. В 1988 году над Шотландией взорвался самолет, при взрыве погибло 259 человек на борту и 11 человек, находившихся в этот момент на земле.
"Терроризм приходит из разных источников, поэтому концепция войны с терроризмом не может на самом деле окончательно решить проблему. Я боюсь, что нам еще очень долго придется с этим справляться".
Из-за многонационального общества Великобритании "правительство должно постоянно бороться с этой потенциальной угрозой, постоянно решая задачу - как предотвратить опасность, не нарушив в то же время свобод граждан. Это классическая дилемма. Как защитить людей, не нарушив их права на частную жизнь".
Она предостерегла от того, чтобы полагаться на непроверенную информацию, сославшись на пример недостоверной информации об оружии массового поражения в Ираке, что привело к войне.
Что касается ее триллеров, "замысел уже у меня в голове. Я надеюсь, что мои романы будут точнее, чем у некоторых других авторов. В отличие от Джеймса Бонда, настоящий герой никогда не находится в постоянном действии. Иногда он просто тихо сидит и думает, чтобы понять, что это означает и где искать следующий фрагмент головоломки".
В книге мемуаров под названием "Открытый секрет", вышедшей в 2001 году, после того как она ушла из MI-5, Римингтон описывает, как эта организация постепенно преобразовывалась из закрытой, анонимной и по преимуществу мужской в более открытую для общества, которому она обязывалась служить и которое стремилась защищать.
Неисправимый прагматик
Когда в 1992 году она стала генеральным директором, ее начальники, не проконсультировавшись с ней, решили впервые в истории объявить публично имя главы разведки - возможно, желая громко заявить, что в этой структуре установилось равенство полов. Это оказалось "медвежьей услугой", говорит она.
Журналисты преследовали ее, в газетах печатали фотографии, ставившие ее в опасное положение, и вынуждали ее, как в годы военного детства, непрерывно переезжать с места на место. Членам ее семьи тоже приходилось жить под чужими именами. Ее две дочери иногда, убегая на свидание, спрашивали: "Так кто я сегодня, мам?"
Она смотрела на все это с прагматической точки зрения. "Военный опыт научил меня воспринимать все просто, я поняла, что мир - опасное место, и приходится принимать вещи такими, какие они есть. Надо просто идти вперед".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях