The Times | 31 января 2006 г.
Контракты для студентов с обязательством "прилагать старания"
Джонатан Ричардз, Тони Халпин
Оксфорд может стать первым университетом в Великобритании, который обезопасит себя от возможных судебных исков со стороны студентов. Администрация университета намерена начать заключать со студентами контракты, в которых будет оговорено условие, что они обязаны посещать лекции.
Если же студенты будут пропускать занятия, это может трактоваться как нарушение контракта с их стороны.
Это нововведение Оксфордского университета наверняка будут перенимать и другие учебные заведения, обеспокоенные тем, что повышение платы за обучение до 3 тыс. фунтов начиная с сентября этого года повлечет за собой вал судебных исков от студентов.
Университеты опасаются, что повышенная плата станет причиной массовых требований предоставлять студентам "более ценные знания за уплаченные деньги". Также университеты прогнозируют, что в сегодняшних условиях усиления конкуренции в сфере высшего образования студенты могут подавать судебные иски против высших учебных заведений, обвиняя вузы в плохих результатах своей учебы.
В 2002 году университет University of Wolverhampton выплатил 30 тыс. фунтов за внесудебное урегулирование претензии студента, который обвинил вуз в нарушении контракта. Студент пожаловался на то, что лекционные аудитории были переполнены, а задания, которые составляли преподаватели для студентов, содержали грамматические ошибки.
Предлагаемый контракт, текст которого был согласован на Оксфордской конференции колледжей, считается первым примером такого рода в сфере высшего образования Англии. Авторы текста контракта утверждают, что теперь колледжам и университетам будет легче защитить себя от жалоб.
Редакции Times удалось ознакомиться с этим документом. Студентам, которых зачислят в Оксфорд осенью этого года, придется подписать документ с обязательством "в процессе учебы соблюдать требования преподавателей, лекторов, других специалистов, которым учебное заведение поручило учить вас".
Это требование распространяется на "практические занятия, выполнение письменных работ, посещение консультаций, семинаров и лекций и сдачу экзаменов".
Контракт налагает на высшее учебное заведение лишь обязанности "создать такие условия обучения для студентов, которые, по мнению вуза, необходимы для их курса обучения". Это "может" включать в себя консультации, лекции и семинары.
В документе также говорится: "Учитывая тот факт, что разные курсы обучения сильно варьируются, не представляется возможным определить минимальные объемы преподавания в отношении всех предметов".
Представители администрации говорят, что фиксирование обязанностей обеих сторон в виде контракта является необходимым для того, чтобы вывести университет из эпохи "джентльменских соглашений" и привести отношения вуза и студента в соответствие с современной практикой деловых отношений. Президент Trinity College Майкл Белофф, который участвовал в разработке текста контракта, сказал: "Мы пришли к выводу о том, что мы отставали от современной эпохи. 50 лет назад мысль о подобном контракте никому бы не пришла в голову. Но сегодня мы живем в обществе, которое становится сутяжническим".
Вот что написал Белофф в своих комментариях по поводу контракта, адресованных коллегам - руководителям колледжей: "Если студент (а сегодня это весьма вероятно) захочет обвинить колледж в нарушении обязательств по отношению к нему, колледжу будет легче сформулировать линию защиты, имея на руках документ, в котором прописаны обязательства обеих сторон".
Колледжи по новому контракту обязуются предоставлять студентам доступ в библиотеку, обеспечивать их общежитиями, а также предоставлять завтрак, обед и ужин. В свою очередь, студенты должны осуществлять все необходимые платежи и не нарушать те правила, которые оговорены в справочнике данного вуза.
Ожидается, что начиная с 2007 года аналогичный контракт со студентами начнет заключать центральный университет Оксфорда. Подписав этот контракт, студенты могут лишиться возможности обратиться в суд, если, к примеру, Оксфорд решит сократить часы индивидуальных консультаций, которые проводят преподаватели.
Администрация Оксфордского университета уже прогнозирует, что часы индивидуальных консультаций могут быть сокращены в рамках той стратегии, которую продвигает вице-канцлер университета Джон Худ с целью сократить хронические убытки от образовательной и научной деятельности; они составляют около 100 млн фунтов.
Лидеры студенческих организаций сетуют на то, что при составлении контракта администрация вуза не консультировалась с ними. Эмма Норрис, президент Союза студентов Оксфордского университета, говорит: "Мы не рассчитываем на то, что все останется как прежде, но мы ожидаем, по крайней мере, что с нами будут обсуждать перемены, касающиеся преподавания, размещения в общежитии, платежей и цен на услуги вуза".
Администрация Кембриджского университета сообщила о том, что у нее нет планов вводить в обиход подобные контракты. По словам пресс-секретаря Кембриджа, студент автоматически подпадает под юрисдикцию соответствующих специальных инструкций и законодательных актов, как только он подписывает документ о зачислении в вуз.
Между тем университеты все чаще задумываются о контракте. Некоторые считают, что такие контракты дают возможность "изменить баланс" отношений и защитить право университета на поддержание высоких академических стандартов. Представители университетов заявляют: пусть студент не думает, что, заплатив деньги, он автоматически гарантирует себе получение диплома, независимо от прилагаемых усилий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях