Financial Times | 31 января 2007 г.
Призрак ЮКОСа в деле против "Русснефти"
Нил Бакли
Налоговые расследования в отношении российских компаний далеко не редкость. Однако когда объектом становится нефтяная компания, созданная богатым олигархом, инвесторы начинают нервничать.
Такие расследования навевают неприятные воспоминания о ЮКОСе, некогда крупнейшей в России нефтяной компании, обанкроченной налоговыми претензиями на сумму 28 млрд долларов, политически амбициозный глава которой Михаил Ходорковский ныне шьет рубашки в сибирском тюремном лагере.
"Русснефть", в отношении которой на прошлой неделе следователи завели уголовное дело о предполагаемой крупномасштабной неуплате налогов, по масштабам не сравнится с ЮКОСом, а ее основатель Михаил Гуцериев не Ходорковский. Однако она выросла из ничего в 2002 году до уровня одного из десяти ведущих российских нефтедобытчиков. В прошлом году Forbes Russia назвал Гуцериева 28-м в списке самых богатых россиян, оценив его состояние в 2,7 млрд долларов.
Он стал известен в 1990-е после того, как убедил правительство превратить его родную южную российскую республику Ингушетия, граничащую с Чечней, во внутреннюю "офшорную зону" с особыми налоговыми послаблениями. Компания, которую возглавлял Гуцериев, была единственной, имевшей право регистрировать компании в этой зоне.
В 2000 году Гуцериев стал главой нефтяной компании "Славнефть", однако был снят как раз перед тем, как государственная компания была продана "Сибнефти" и ТНК, позднее вошедшей в совместное предприятие ТНК-BP. В сентябре 2002 года при поддержке швейцарского трейдера Glencore он создал "Русснефть" и купил часть активов "Славнефти", которые ее новым владельцам казались слишком мелкими.
За четыре года, консолидировав другие мелкие активы, магнат построил компанию, добывающую 300 тыс. баррелей в сутки, и с претензией на возможное IPO.
Так почему она попала в поле зрения налоговых властей? Расследование представляется продолжением того, что было начато несколько месяцев назад в отношении трех подразделений, предположительно превысивших производственные лимиты, оговоренные в лицензиях. Вчера "Русснефть" от комментариев отказалась, повторив предыдущие заявления о том, что полностью сотрудничает со следствием и уверена, что ее позиции прочны. Гуцериев, как сообщается, находится в отпуске.
Люди, знакомые с делами компании, настаивают, что это дело является лишь результатом обычной проверки, аналогичной тем, что уже ведутся в отношении нескольких других крупных российских компаний - и приводят к ряду выплат неуплаченных налогов.
Звучали предположения, что "Русснефть" наказывают за то, что она, опередив события, купила некоторые активы ЮКОСа до банкротства последнего, а сейчас на них заглядываются некоторые крупные государственные энергетические группы России. Согласно другой теории, бизнес Гуцериева вызвал недовольство при попытке заблокировать спорные планы "Газпром нефти" (новое название "Сибнефти" после того, как ее купила государственная газовая группа "Газпром") по покупке белорусского нефтеперерабатывающего предприятия, куда поставляет сырье "Русснефть".
Наихудший сценарий был представлен Global Insight, независимой компанией, дающей прогнозы. "Скептики уже указывают на возможный маневр российских властей по подрыву руководства "Русснефти", запугивания руководства угрозой уголовного преследования за неуплату налогов, пока оно не станет мудрее и не продаст ее известной государственной компании".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях