The Washington Post | 31 января 2007 г.
Грязное дело
Редакция
Почему Владимир Путин защищает двух подозреваемых в убийстве российского диссидента в Лондоне?
Когда в ноябре от отравления полонием скончался бывший агент КГБ Александр Литвиненко, многие предположили, что его убийство, как и убийства многих других оппонентов российского президента Владимира Путина, никогда не будет раскрыто. Однако Литвиненко был убит в Лондоне, а не в Москве, и Скотланд-Ярд полагает, что раскрыл дело. Согласно сообщениям в нескольких ведущих газетах Великобритании, полиция пришла к выводу, что главными виновниками его смерти являются два бывших агента КГБ, которые встречались с Литвиненко в отеле 1 ноября.
Эти двое - Андрей Луговой, бывший телохранитель высокопоставленных коммунистических аппаратчиков из КГБ, и Дмитрий Ковтун, бывший армейский офицер, служивший в Чехословакии и Восточной Германии. Они предположительно оставили следы полония-210, редкого вещества, которое убило Литвиненко, практически везде, где побывали в ходе своего путешествия из Москвы в Лондон и обратно. По сообщениям газет, было установлено, что чайник, использовавшийся во время их встречи с Литвиненко, значительно загрязнен радиацией. Убийцы, по сути, доставили в Лондон своеобразную радиационную "грязную бомбу": следы заражения полонием, по данным британского агентства здравоохранения, были обнаружены в 20 точках города и в организме 129 человек.
Учитывая серьезность преступления, следовало бы ожидать энергичного преследования россиян. Однако у них есть влиятельный защитник - правительство Путина, которое, отрицая свою ответственность за убийство Литвиненко, блокирует британцам доступ к Луговому и Ковтуну. Во время визита в Москву в декабре британским детективам не разрешили напрямую допросить этих людей, которые в тот момент находились в больницах. Затем российские чиновники начали собственное "расследование" и составили длинный список врагов Путина в Лондоне - от чеченских повстанцев до бывших руководителей нефтяной компании ЮКОС. Нет никаких свидетельств, указывающих на причастность кого-либо из российского списка к убийству, однако Москва утверждает, что не предоставит Скотланд-Ярду доступа к реальным подозреваемым, пока не получит возможности допросить лиц из своего списка в Великобритании.
Пока доказательств того, что Путин дал приказ или одобрил использование лондонской "грязной бомбы", нет, однако вопросы к нему множатся: почему, если российские власти невиновны, они отказывают в доступе к Луговому и Ковтуну? Почему они продолжают обвинять врагов Путина, не предъявляя никаких доказательств? Как объяснить утечку опасного количества полония, который производится и хранится почти исключительно в России? И почему, как сообщила на прошлой неделе польская газета, фотографии Литвиненко использовались в ноябре прошлого года в качестве мишеней для стрельбы в тренировочном центре, где обучаются элитные российские спецсилы? Литвиненко обвинял директора центра, основателя одного из подразделений специального назначения, в том, что он - агент КГБ, в заведении которого готовят наемных убийц.
Завтра Путин проводит свою ежегодную пресс-конференцию, и мы надеемся, что его попросят дать ответы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях