Le Figaro | 31 января 2011 г.
К диктатуре исламистов в Каире?
Александр Адлер
С 1945 года наблюдается вызывающая беспокойство обратная зависимость между двумя крупнейшими ближневосточными державами, Ираном и Египтом, пишет обозреватель Le Figaro Александр Адлер. С послевоенных времен до 1952 года Египтом мягко и неэффективно правил король Фарук, а в это время в Иране светский демократически избранный премьер-министр Моссадех национализировал британскую нефть и сверг шаха. В 1952 году офицеры захватили власть в Каире и держат ее до сих пор, тогда как в Иране в 1953-м Моссадех пал и была восстановлена власть шаха, ставшего лучшим союзником Запада. Очередной разворот тоже происходит почти одновременно: в 1977 году заключен египетско-израильский мир, а революция 1979 года в Тегеране превращает Иран в главную антизападную державу. Фальсификации на иранских выборах 2009 года и безрезультатные жесты власти не дают иранцам забыть о том, что коалиция реформаторов обладает большей легитимностью, чем псевдопрезидент Ахмадинежад. В Египте, наоборот, до последних дней ни одно альтернативное движение не ставило под вопрос легитимность власти Мубарака.
"В отличие от Бен Али, власть Мубарака ослабляют не его диктаторские наклонности, а напротив, многочисленные беспринципные уступки исламистской оппозиции, несравнимо более могущественной, чем в Тунисе. "Братья-мусульмане", существующие в Египте с 1925 года, существенно укрепили свои позиции после убийства Садата", - отмечает Александр Адлер, напоминая, что Мубарак ослабил репрессии, наделил факультет мусульманской теологии бесспорным нравственным авторитетом. Исламисты, следуя "неконфронтационному" подходу, добились представительства в парламенте и терпимого отношения властей и спецслужб к их друзьям из "Хамаса", а затем дождались и последнего этапа - вхождения в правительство. "Появление слабой, но решительно настроенной оппозиции модернизаторов мало что меняет", - констатирует автор.
Остается понять, какое решение примет лидер "Братьев-мусульман" Мухаммед Бадиа: немедленно избавиться от Мубарака или дождаться передачи власти Сулейману, а затем начать забирать власть, окончательно устранив слишком прозападного сына Мубарака Гамаля. "Но главное - это понять, не сулит ли связь между Каиром и Тегераном новый гигантский сюрприз: свободу в Иране и исламистскую диктатуру в Египте", - пишет в заключение Адлер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях