La Repubblica | 31 июля 2007 г.
ЕС - Польша, автодорожная война
Алберто Д´Ардженио
Между Европой и Польшей развернулась новая война: за спасение девственного леса Роспуда, которому угрожает строительство отрезка Балтийского пути - автострады, которую Варшава хочет построить, чтобы соединить страну с Хельсинки через Литву. Вчера напряженность между Европейской комиссией и польскими властями достигла апогея. Брюссель потребовал, чтобы Верховный европейский суд незамедлительно принял решение о блокировании возобновления работ, запланированного на завтра. Этот шаг приветствовали экологи, тогда как местные жители резко выступили против.
Впервые об этой истории заговорили в марте, когда еврокомиссар по окружающей среде Ставрос Димас обратился к судьям Люксембургского суда с требованием остановить дорожно-строительную технику. Решение так и не было принято, и поляки самостоятельно приостановили работы, чтобы не беспокоить птиц в период гнездования. Но при этом польская сторона заявила, что работы будут возобновлены 1 августа.
Это намерение было подтверждено 10 дней назад, в результате Брюссель предпринял контрмеры, обратившись в суд ЕС с требованием срочно остановить работы: "Леса Роспуда имеют неоценимое экологическое значение", - подтвердила Еврокомиссия. По словам министра транспорта Польши Ежи Полячека, который попытался ослабить тревогу, вряд ли можно остановить еще не начавшиеся работы. Его высказывания можно трактовать как "мы пойдем своей дорогой".
Таким образом, Брюссель и Варшава вновь вступили в ожесточенную борьбу после месяцев напряженности из-за постоянных, часто оскорбительных, требований близнецов Качиньских по новому Европейскому договору. Но в этот раз польские власти могут рассчитывать на поддержку местного населения, которое вчера блокировало дороги, ведущие к городу Августову, что в 280 км к северу от столицы, настойчиво требуя возобновить работы, в результате которых центр города должен быть разгружен от потока автомобилей: ежедневно транзитом через город проходят до 15 тысяч легковых и грузовых машин.
Аналогичную позицию занимает правительство Литвы, по мнению которого эти 40 км Балтийского пути необходимы, чтобы соединить страну с остальной территорией Евросоюза. Противоположную позицию занимают экологические организации во главе с Greenpeace: они приступили к сооружению палаточного городка вблизи будущей стройки, чтобы защитить заповедник "Долина Роспуда".
Под угрозой оказались "Долина Роспуда", национальный парк "Болота Бьербжа" и Кнышинский лес. Эти зоны признаны ЕС объектами общеевропейского значения, потому что речь идет о девственных лесах, в которых обитают рыси, волки и орлы. У Брюсселя может быть только один рычаг давления, финансовый, чтобы добиться прокладки альтернативного маршрута и решения проблемы: Варшава уже потребовала от ЕС 480 млн евро на строительство отрезков Балтийского пути, проходящих за пределами Польши. В случае экологического разрушения денег может просто не оказаться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях