Der Spiegel | 31 июля 2007 г.
Засуха, наводнение, аппетиты китайцев - почему дорожает молоко
Сузанне Аман
Платить больше за масло, творог, молочные продукты: переполох в связи с повышением цен набирает обороты. Но что-то никто не замечает: частично это происходит уже не первый день, да и подорожание не такое уж и сильное и стремительное, как сетуют многие
В Австралии свирепствует засуха - причем в течение нескольких месяцев. До немцев тамошняя жара не докатилась, но они могут ощутить на себе ее последствия: "Австралийские фермеры, производящие молочную продукцию, ориентируются в известной степени только на экспорт, производя 10% мировой продукции", - говорит Верена Ноппер, занимающаяся молочным животноводством и являющаяся членом правления Breisgaumilch, средней руки молочной фермы во Фрайбурге.
Именно об этом заявил в конце минувшей недели Центр исследования рынка и цен (ZMP). Масло, творог и молоко подорожают на 50%, заявил Эрхард Рихартс из ZMP - и с тех пор на него посыпались удары со всех сторон.
"Потребитель становится жертвой обмана", "взрыв цен", "чистой воды политика интересов" - такими обвинениями бросаются защитники прав потребителей и мелкие розничные торговцы. Даже федеральное правительство заявило о том, что считает непостижимым грозящий рост цен на молочные продукты. Ведомство федерального канцлера следит за объявленным повышением цен на молочные продукты, однако принятия конкретных мер в настоящее время не планирует, заявила его представитель.
При этом переполох по поводу повышения цен немного запоздал - поскольку "молоко подорожало на 5-10 центов за литр еще в начале июня", говорит Рихартс в беседе с SPIEGEL ONLINE. Цена на молоко, которая установилась с того времени, пока не будет меняться. Подорожает масло - хотя это станет прямым следствие подорожания молока. Уже в конце минувшей недели сеть дискаунтеров Aldi повысила, по сообщениям в отрасли, цены на масло на 50% - тем самым дав сигнал другим продавцам.
В причинах роста цен нет ничего удивительного. "Во всем мире объемы производимой молочной продукции сокращаются, рынок находится в затруднительном положении", - утверждает Рихартс. Ниппер усматривает "реальные климатические причины для подорожания молочной продукции". Периоды засухи в Австралии, а также на юге Европы, плохие урожаи из-за дождей и наводнений на севере Европы могут на долгое время негативно сказаться на производстве молочной продукции. "Одновременно с этим во всем мире растет спрос на молоко", - считает Ноппер. В производстве молочных продуктов используется не свежее, а сухое молоко - и с того момента, как в России, Китае и арабских странах потребление молока увеличилось, потребность в нем сильно возросла.
Как заявил в одном из интервью Генри Ван дер Хейден, глава компании Fonterra, одного из крупнейших в мире производителей молочной продукции, идущей на экспорт, в ближайшие 5-8 лет он ожидает роста молочного производства прежде всего в Китае. Уже сегодня объемы производства растут там ежегодно на 20-25%. "Но и в Южной Америке, преимущественно в Бразилии, Чили, Аргентине и Уругвае, производство молочной продукции увеличивается", - заявил глава новозеландской компании в интервью Deutsche Landwirtschaftszeitung. Кроме того, он ожидает роста объемов производства на Украине и в бывших советских республиках.
Объемы тамошнего производства не успевают за спросом - и в этой связи растут объемы импорта из европейских стран. Только Германия экспортировала в 2006 году молока и молочных продуктов на 4,4 млрд евро - на 5,6% больше, чем в прошлом году. Общий оборот, составляющий 20 млрд евро, составляет одну пятую от общего объема производства. "Немецкие розничные торговцы и прежде всего дискаунтеры долго выигрывали за счет своей сильной стороны и сдерживали цены, - утверждает эксперт ZMP Рихартс. - Больше они делать этого не могут". Из-за возросшего во всем мире спроса у немецких производителей молочной продукции появилась возможность весьма выгодно продавать свои продукты за границей.
От роста цен фермерам достается немного
Голландский Rabobank, один из крупнейших в мире кредиторов в сфере производства молочных продуктов, подсчитал, что потребление молока растет начиная с 2000 года на 13 млрд литров в год. Это примерно соответствует годовому производству молока в Новой Зеландии. Уже поэтому за первое полугодие 2007 года цена на молоко устремилась ввысь. От этого выигрывают некоторые производители: так, компания Fonterra подняла цену на молоко для фермеров на 27%.
Об этом немецким фермерам, занимающимся молочным животноводством, остается только мечтать. Поскольку они не сильно выигрывают от заявленного повышения цен. "До сих пор в качестве базисной цены мы получали коло 27 центов за литр, сейчас это 30 центов", - говорит Эгон Раттай, фермер с востока Бранденбурга. Это говорит о том, что фермер выигрывает от роста цен меньше всего - несмотря на то, что затраты на корм для скота и энергию постоянно увеличиваются. "Меня просто злит, когда я вижу, что все достается продавцам и перерабатывающей промышленности", - говорит Раттай.
"Скачок цен в розничной торговле и рост цен для фермеров не должны совпадать", - считает Ноппер, которая, будучи фермером и членом правления, знакома с ситуацией с обеих сторон. В компании Breisgaumilch действительно львиная доля добавочной прибыли идет фермерам - но, в конце концов, эта компания является товариществом и поэтому не может служить ориентиром. И на самом деле затраты на электроэнергию значительно возросли - только для одной Breisgaumilch на 40%. Из-за высоких цен на нефть и алюминий подорожала и упаковка, например, для йогурта, состоящая из пластика и алюминия.
Кроме того, на протяжении многих лет в Германии снижались цены на продовольствие - в том числе и благодаря субсидиям ЕС. Однако постепенно масляные горы и отвалы сухого молока, которые возникли как в Европе, так и в США, практически исчезли. Что в течение многих лет бичевалось как неправильная дотационная экономика, стало теперь историей. Уже в апреле ЕС продал последние 6 тыс. тонн масла - еще 20 лет назад в хранилищах было 1,4 млн тонн.
"В Германии уже все привыкли к дешевым продуктам - неважно, соответствует ли это реальной закупочной цене или нет, - говорит Неппер. При этом цены на такие продукты, как, например, Coca-Cola, не вызывают дискуссий". В перспективе нужно настроиться на повышение цен.
Утешением для возмущенных потребителей, возможно, послужат данные Федерального статистического ведомства, согласно которым часть дохода, которую потребители тратят на продукты, составляет всего 9%. На эти деньги покупаются в первую очередь мясные продукты и колбаса (22,7%), на втором месте идет хлеб и продукция из зерновых культур (17,2%).
И только на третьем месте (около 14%) стоят молоко и молочные продукты. Повышение цен сможет осилить любой среднестатистический потребитель - даже если оно и выглядит серьезным.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях