Berliner Zeitung | 31 марта 2003 г.
"ЕС не способен ни к войне, ни к миру"
Беттина Фестринг
Премьер Люксембурга Юнкер поддерживает идею об учреждении должности общеевропейского министра иностранных дел
Жан-Клод Юнкер, дольше всех в ЕС стоящий во главе правительства, относится к тем, кто выступает за тесную интеграцию Европы. Перед лицом кризиса в Ираке христианский демократ требует назначать общеевропейского министра иностранных дел и создавать общеевропейскую армию.
- Война в Ираке раскалывает европейцев. Насколько глубок этот кризис?
- Недавно меня спросили, что нужно делать, чтобы все 15 стран ЕС снова оказались в общеевропейской лодке. Я ответил на это одновременно со смехом и с печалью, что я вижу только пустую лодку и те 15, которые отчаянно тянутся к спасательным кругам. Таково положение. Мы поставили спектакль, который был чем угодно, только не высоким искусством государственности.
- В чем причина?
- В Европейском союзе есть один конструктивный дефект. Мы имеем нечто, что не является общим, - это единая внешняя политика и политика безопасности. Но люди ожидают, что она появится. Но пока мы в Европе еще не способны ни к войне, ни к миру.
- Господин Юнкер, вы участвовали в реформировании ЕС в Маастрихте в 1992 году, в Амстердаме в 1997-м, в Ницце в 2000-м. Почему результат настолько плох?
- Я надеялся, что введение евро заставит нас объединиться по всем другим политическим вопросам, включая внешнюю политику. Сегодня я вижу - с экономической точки зрения, мы достигли с евро почти всего, что только можно было ожидать. Трудно себе представить, что сегодня творилось бы с валютной системой ввиду кризиса в Ираке, если бы не евро. Но политической роли валютный союз практически не сыграл, а мог бы это сделать. И это разочаровывает.
- Как можно это исправить?
- Это, прежде всего, вопрос политической воли. Если хочешь достичь европейского согласия, нельзя выдвигать на передний план узконациональные интересы. Мы все отдаем себе отчет, от чего мы отказались, создав ЕС.
- Что это означает на практике?
- Немецкое правительство предложило учредить должность европейского министра иностранных дел. Я считаю это шагом вперед. Если бы существовал кто-то, кто анализировал бы ситуацию с точки зрения единой Европы, предлагал политикам обсудить положение с другими странами-членами и представлял Евросоюз на международной арене, если бы у нас был такой человек, мы бы лучше справлялись с будущими конфликтами.
- И все же, господин Юнкер, это мечты. Как вы собираетесь убеждать Францию, Германию, Великобританию, чтобы они передали Брюсселю еще больше полномочий?
- Из трех правительств, которые вы упомянули, немецкое правительство я считаю наиболее готовым к этим самоограничениям. Другим придется тяжелее.
- Не легче ли это для мелких европейских государств?
- Конечно. Большие государства объективно имеют больший вес, и у них более богатая история. Правда, у более мелких тоже есть отрицательный исторический опыт, но они сыграли в истории другую роль. Нужно трезво отметить, что большие страны располагают также более значительным военным потенциалом.
- Вскоре две большие страны ? Германия и Франция ? и две мелких страны ? Бельгия и Люксембург ? собираются обсуждать вопрос о создании общеевропейской армии.
- 29 апреля в Брюсселе состоится саммит "четверки". Там и речи не будет о том, чтобы устроить путч против Североатлантического альянса или о том, чтобы на долгий срок отмежеваться от США. Мы хотим очень конкретно говорить о том, как путем интеграции вооруженных сил и военной промышленности мы можем повысить свою эффективность.
- Однако европейцы могут иметь единую армию только в том случае, если они едины в том, с какой целью нужно применять военную силу.
- Конечно, время от времени нам необходим серьезный разговор о европейских интересах. Конечно, он возможен только тогда, когда отдельные государства готовы содействовать европейским интересам даже в том случае, когда эти интересы им не полностью очевидны. Было бы ошибкой исходить из представления, что европейские интересы можно проводить в жизнь только посредством военной силы. Политика ? это не только потенциал военной угрозы, но и политически умное разрешение начинающихся международных конфликтов. Если мы вернемся на ту стадию, когда война воспринималась как нормальное политическое средство, это будет регрессом цивилизации.
- Что европейцы в целом могут сегодня предпринять для разрешения иракского конфликта?
- Европейцы должны придерживаться трансатлантической солидарности. Если эта солидарность будет ослаблена иракским кризисом так, что целевые переговоры по международным вопросам между американцами и европейцами будут уже невозможны, мир в целом станет гораздо менее стабильным.
- Можно ли вообще вести переговоры с этой администрацией США?
- Другой нет. Договоры формально заключаются между правительствами. Однако касаются они народов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях