Financial Times | 31 марта 2004 г.
Европа должна шире взглянуть на перспективы
Джордж Сорос
Инициатива "Расширенная Европа", начатая недавно Еврокомиссией для определения отношений с соседями ЕС, на бумаге выглядит прекрасно. Однако этот план обречен на провал, если он станет жертвой европейской бюрократии.
Успех реализации этой многообещающей идеи зависит от членов ЕС. В случае реализации инициатива - которую также называют новой "Политикой добрососедства" - внесет свой вклад в превращение стран на восточных и южных границах расширенного ЕС в хорошо управляемые государства, разделяющие европейские ценности.
В этом отношении самым мощным механизмом влияния из имеющихся в распоряжении Европы является перспектива членства в ЕС. До сих пор она творила чудеса. Однако нынешние проблемы с расширением ЕС делают нереалистичным эффективное применение этого механизма к кому бы то ни было, за исключением тех стран, кандидатуры которых уже рассматриваются - Болгарии, Румынии, Турции и, возможно, нескольких государств бывшей Югославии.
Ни одна страна на восточных и южных границах Европы, от Марокко на юге до Украины и Белоруссии на востоке, не готова присоединиться к ЕС. Однако инициатива "Расширенная Европа" может подготовить их к более тесному сотрудничеству и в случае с некоторыми странами - к возможному вступлению в ЕС.
Инициатива "Расширенная Европа", которая признает, что отношения ЕС с его соседями по природе своей асимметричны, должна избегать ловушек вроде пакта стабильности. Еще до того момента, как будут определены общие рамки этого плана, комиссия должна подумать о том, чтобы придать больший вес планам действий, разрабатываемым в отношении стран высшего для ЕС приоритета. Для контроля над реализацией этих планов должны быть созданы совместные рабочие группы.
ЕС должен использовать такие механизмы для продвижения демократического развития пограничных государств, которые не требуют взаимных уступок и от которых можно будет отказаться, если страна не оправдывает ожиданий.
На востоке "Расширенная Европа" сталкивается с российской сферой влияния. ЕС не сможет соблазнить эти страны членством в ЕС в ближайшее время, в то время как Россия с радостью готова заманить их в воссоздаваемую империю. Для противодействия влиянию России ЕС должен предложить этим странам более широкий доступ на общий европейский рынок, более благоприятный визовый режим, возможность заработка и иммиграции, доступ к капиталу, культурные контакты и техническое содействие.
Правда, бюджет ЕС до 2007 года не предполагает каких-либо расходов на инициативу "Расширенная Европа"; однако он сможет найти средства, если захочет. Особенно учитывая, что жизнеспособность инициативы поможет укреплению единства Европы и явится привлекательной альтернативой нынешней американской политике распространения демократии военным путем.
Я создал сеть фондов, нацеленных на формирование открытого общества в странах бывшего Советского Союза. Они выполняют лишь малую толику той работы, которую предполагает инициатива "Расширенная Европа". Они помогают продвигать демократическое развитие через поддержку гражданского общества и сотрудничество с правительствами там, где это возможно.
Чем менее восприимчивым оказывается правительство, тем более важной становится поддержка гражданского общества. Тем же принципом должен руководствоваться и ЕС. В реализации каждого плана должны принимать участие беспристрастные игроки - представители гражданского общества.
Не упуская этого из виду, ЕС должен интенсифицировать свои усилия на Украине, в Молдавии и Грузии. На Украине и в Молдавии приближаются выборы, увеличивается количество правонарушений, часто сопровождающих ход выборов. Перспектива существенного вознаграждения должна убедить местные власти в необходимости противодействовать таким нарушениям. Грузия только что пережила мирную революцию и должна быть включена в инициативу.
Хотя грузинский опыт уникален, он заставил нервничать соседние режимы. Эти режимы не видят преимуществ в укреплении законности и демократических институтов. Помочь убедить их могут заставить кнут и пряник.
Белоруссия, как кажется на первый взгляд, не подает вообще никаких надежд. Однако возмутительное поведение президента Александра Лукашенко может привести к неожиданным последствиям - к смене режима. Члены ЕС выразили протест, когда Лукашенко попытался сместить ректора Европейского гуманитарного университета, и это, среди прочего, ослабило позицию президента.
Россия не будет содействовать никаким позитивным изменениям в регионе. После периода хаоса восстановившееся российское государство избавляется от немногих атрибутов открытого общества, которые оно успело приобрести.
Запад, оказавшись не в состоянии обеспечить эффективную помощь, уже не может оказывать должного влияния. Единственный способ - это укреплять экономические связи и отказаться от отношения к России как к формирующейся демократии. Последние события в России указывают на то, что ЕС должен играть более активную роль в соседних странах, где политическая ориентация еще не определена.
Статья опубликована 30 марта 2004 года
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях