The Wall Street Journal | 31 марта 2004 г.
Чего хочет сильная Россия
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ
Международное общественное мнение задается вопросом о том, куда идет Россия. Не в первый раз за последние годы звучит этот вопрос. Однако природа дискуссий на эту тему фундаментально изменилась. До сих пор они разворачивались вокруг страны, ослабленной внутренним кризисом и своей непредсказуемостью вселяющей тревогу в других. Сегодня Россия стала другой, и это, может быть, кого-то пугает - страна после нескольких лет политической стабильности и ровного экономического роста стала более сильной и уверенной в себе.
Нужно ответить на совершенно разумный вопрос: как Россия будет справляться с ее новообретенными возможностями во внешней политике? За прошедшие четыре года Россия значительно укрепила свою репутацию ответственного игрока в международных делах. Этого удалось достичь путем проведения прагматичной политики, в основном подчиненной интересам внутреннего развития и ориентированной на расширенный диалог и сотрудничество с остальным миром. В рамках этой политики Россия и США стали ближайшими союзниками в борьбе с международным терроризмом, улучшились отношения России с НАТО и развивается стратегическое партнерство с Европейским союзом.
Сегодня этой разумной политике попросту нет альтернативы. Президент Владимир Путин, выиграв второй срок на президентских выборах в этом месяце, поставил несколько новых целей: удвоение ВВП в течение следующих 10 лет, развитие конкурентной рыночной экономики и на ее основе создание гарантий нормальных стандартов жизни российскому населению. Он заявил, что Россия сделала твердый выбор в пользу свободы и что этот выбор усиливает основы демократии и гражданского общества.
Вполне очевидно, что эти цели могут быть достигнуты через дальнейшую интеграцию России в глобальную экономику и продолжение многоуровневой политики страны, нацеленной на развитие взаимовыгодных связей с ее непосредственными соседями: СНГ, ЕС, США, Китаем, Индией, Японией и другими. Для "имперских амбиций", которые некоторые пытаются приписать России, в этой стратегии нет места. У нас есть реальный опыт по защите национальных интересов России, без использования агрессивных методов и конфронтации.
Для того чтобы стабильно развиваться, наша страна нуждается в надежном обеспечении безопасности. В современном мире, учитывая характер существующих угроз, безопасность может быть гарантирована только в том случае, если все крупные страны объединят свои усилия. Россия, США и ЕС должны разработать сегодня широкую программу, которая сформирует основу для безопасности и стабильности в мире. Как показывает жизнь, такая программа может быть эффективно реализована на практике только общими усилиями, с привлечением к партнерству других стран, включая представителей мусульманского мира.
Необходимость этого взаимодействия особенно велика сегодня, когда перед лицом двух самых актуальных проблем - борьбы с международным терроризмом и урегулированием региональных конфликтов - мы, к сожалению, больше обороняемся, чем атакуем. Недавние трагические события в Мадриде снова напомнили нам, что сегодня жертвой террористического акта может стать любая страна и любой человек на этой планете.
Эти события рассеяли последние иллюзии относительно растущего взаимодействия между международными и "местными" террористическими сетями. В то время как внимание международного сообщества было приковано к иракскому кризису, террористические структуры получили возможность вздохнуть свободнее, перегруппировать свои силы и выбрать новые объекты для атак.
Еще одним трагическим примером служит ситуация в Косово. Этническая чистка, которая стала результатом терпимого отношения к албанским экстремистам, угрожает свести к нулю все усилия, которые международное сообщество предпринимало на протяжении многих лет для установления мира на Балканах. Существует реальная угроза того, что Косово превратится в центр организованной преступности в Европе и это негативно повлияет на безопасность всего континента.
Последние события показывают, какую цену вынуждено платить международное сообщество за односторонние действия, предпринятые без санкции СБ ООН. В то же время тактические различия в этой сфере для нас менее важны, чем совпадение стратегических интересов России и США.
Россия готова сотрудничать с США, Европой и арабским миром для урегулирования ситуации в Ираке и восстановления суверенитета этой страны как можно скорее при условии, что ООН будет играть центральную роль. Мы также готовы продолжать совместные усилия в качестве одного из четырех международных посредников в палестино-израильском мирном процессе на основе "Дорожной карты". Перспективы действительной модернизации Ближнего Востока могут появится только тогда, когда будут устранены эти опасные очаги.
Совместное противодействие новым угрозам и трудностям означает фундаментально новое качество и уровень взаимопонимания и доверия, а также учет законных интересов друг друга.
Хорошим примером может служить ситуация в бывшем СССР. Для России это область ее жизненно важных интересов, продиктованных самой ее историей. Термин "жизненно важные интересы" не означает права оказывать давление на наших соседей. Он означает уважение обоснованных тревог друг друга в вопросах безопасности, экономического развития и прав человека, а также соблюдение международных стандартов и обязательств.
Наш курс на развитие процессов интеграции и многостороннего сотрудничества в этом регионе содействует повышению уровня стабильности, в которой объективно заинтересовано все мировое сообщество. Превращать Содружество независимых государств в зону соперничества в погоне за "сферами влияния" было бы непростительным анахронизмом.
Еще один пример - ситуация в сфере безопасности в Европе. Здесь должны быть созданы условия для окончательного и бесповоротного преодоления наследия холодной войны. Один из элементов - это скорая ратификация и введение в силу адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Правовой вакуум недопустим на европейской арене безопасности: это было бы равносильно дестабилизации "арьергарда" наших совместных усилий по борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами.
У нас слишком много общих задач, чтобы мы могли позволить себе быть втянутыми в диспуты по проблемам, которые принадлежат прошлому. Эти проблемы не должны помешать нам вместе строить более безопасный и более справедливый мировой порядок.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях