Le Figaro | 31 марта 2005 г.
Россия пытается успокоить инвесторов
Жорж Киок
Сомнения и тревога овладели последними либералами в российском правительстве. Министр финансов Алексей Кудрин только что проиллюстрировал эту тенденцию, констатировав "катастрофическое превышение внутреннего спроса над предложением", с которым российская экономика "не может справиться". Выступая на правительственном семинаре по экономической политике, он предсказал "замедление роста в ближайшие три года" и заявил, что первые признаки этой тенденции появились уже "в первые два месяца этого года".
Несмотря на рост цен на нефть, а следовательно, на увеличение бюджетных поступлений от продажи нефти, прирост ВВП в первом триместре 2005 года вернулся к 5,2% - против показателя в 7,3% за тот же период прошлого года, сообщил министр экономического развития. Впрочем, либерал Герман Греф, занимающий эту должность, вновь выразил сомнения по поводу возможности достижения поставленной Владимиром Путиным цели: удвоить российский ВВП за десять лет. "Правильно, что перед нами ставится такая задача, однако нынешние темпы роста не позволяют нам достичь этой цели", - сказал он.
Герман Греф уже высказывал это соображение несколько недель назад, выступая перед членами Совета Федерации. Тогда глава правительства Михаил Фрадков поспешил его поправить, заявив, что поставленная президентом цель по-прежнему остается "на повестке дня", несмотря на "тревожные симптомы" в экономике.
Темпы роста - не единственная причина для тревоги. В прошлом году инфляция превысила намеченный уровень (она составила 11 вместо 10%), и Греф говорит, что не считает возможным удержать в 2005 году рост цен в пределах 8,5%, как предполагалось. Это ухудшение экономических перспектив побудило Путина на прошлой неделе подняться на трибуну.
В условиях, когда доверие предпринимателей к власти снижается, российский президент подчеркнул необходимость "защитить" бизнесменов от "произвола администрации" новым законом о конкуренции "и в полной мере гарантировать им право собственности". Владимир Путин потребовал от правительства сократить с десяти до трех лет срок, в течение которого юстиция может пересматривать итоги приватизации предприятий.
Этот сигнал был адресован иностранным инвесторам, напуганным репрессиями Кремля против нефтяной компании ЮКОС; ряду ее бывших руководителей грозят суровые приговоры. Россия с бессильной завистью смотрит на Китай, где рост обусловлен притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ), объем которых в шесть раз превышает инвестиции, получаемые Россией.
В прошлом году ПИИ в России увеличились на 39%, но они составили только 9,4 млрд долларов, полученных в основном благодаря 7,6-процентному участию ConocoPhillips в акциях "Лукойла". Однако по отношении к внутреннему валовому продукту ПИИ остаются незначительными (1% ВВП) по сравнению с ситуацией в экономике стран Восточной и Центральной Европы, где ПИИ составляют от 5 до 19% ВВП.
"Коррупция является первой причиной, по которой иностранные инвесторы боятся делать инвестиции в России", - было отмечено недавно в докладе международной консалтинговой службы PBN. Другими причинами являются административные препоны и произвол в исполнении законов. Тем не менее Россия остается привлекательной страной: 54% вкладчиков ожидают улучшения инвестиционного климата в ближайшие два года, а 46% компаний, еще не присутствующих в России, рассчитывают вложить в нее свои капиталы в течение года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях