The Guardian | 31 марта 2006 г.
С помощью нефтедолларов Лужков перелицовывает архитектуру Москвы
Ник Пейтон Уолш
Достопримечательности сносят, воплощая романтическое видение столицы ее мэром
Отголоски возрождающегося российского империализма звучат в каждом ударе молота Дильморода. 26-летний гражданин Узбекистана - один из сотен мигрантов, участвующих в сносе одной из самых известных достопримечательностей Москвы, гостиницы "Россия".
Дильмород - это дешевая физическая сила на переднем крае подтяжки лица, цель которой - стряхнуть со столицы нефтедолларовой России советскую и царскую пыль. Он получает 10 фунтов в день и спит в двух шагах от Кремля, в пустом ресторане гостиницы.
Построенная в 1967 году "Россия", состоящая из 3 тыс. одинаково унылых номеров, была напоминанием об утилитарных излишествах советской архитектуры. В грязных коридорах, где кишели тараканы, сутенеры и проститутки, было свое отделение милиции, где туристы могли проспаться после водочных возлияний.
Но "Россия" - это лишь очередная жертва стремления мэра Москвы Юрия Лужкова оставить свой след в городском пейзаже после ухода со своего поста в 2008 году. Сегодня, когда на многих улицах грохочут отбойные молотки, критики говорят, что ни одна часть московского архитектурного наследия не застрахована от разрушения.
Через несколько месяцев от "России" ничего не останется благодаря таким, как Дильмород, и распродаже, на которой обстановка каждого номера продавалась всем желающим примерно за 18 фунтов. Лужков еще не объявил, что построят на ее месте, но архитекторы ожидают воссоздания узких улочек и элегантных домов, стоявших на них в царские времена, где поместятся дизайнерские бутики и роскошные гостиницы, которыми усеян центр города. Копии старых улиц соответствовали бы планам Лужкова относительно центра столицы, которые, по словам его сторонников, являются стремлением возродить дух города до революции 1917 года.
Однако критики утверждают, что мэр создает вульгарную пародию на некогда прекрасный город.
Илья Лежава, возглавляющий Департамент строительства Москвы, заявил, что мэрия хочет "сохранить в центре как можно больше старой архитектуры", добавив, что окраины - это место для небоскребов и офисных зданий.
По словам Лежавы, мэр хочет сделать Москву одним из самых богатых городов мира, а разрушение "чудовищной" гостиницы "Россия" приветствуется. "Ее следовало снести в тот момент, когда ее построили", - сказал он.
Но в значительной степени это реконструкция, а не реставрация. Многие исторические здания вокруг Кремля снесли и отстроили заново, воспроизведя прежний облик. "Мы потеряли не меньше 95% исторической Москвы", - заявил Алексей Клименко, критик из правления Общества охраны памятников.
Когда Манеж, художественная галерея напротив Кремля, где раньше располагались царские конюшни, сгорел в марте 2004 года, Лужков быстро объявил, что его перестроят. Теперь к интерьеру галереи добавились подземная парковка и несколько магазинов. Соседнюю гостиницу "Москва" снесли и построят заново.
Алексей Клименко, директор московского Института искусствоведения, заявил: "Лужков не понимает ценности подлинника. Для него восстановить означает сломать и снова построить с таким же фасадом, но с другими стенами и интерьером. Он абсолютно уверен, что эти копии лучше оригиналов".
Клименко добавил, что в 1998 году Лужков подавал в ООН заявку на присвоение статуса охраняемого памятника построенной им копии Храма Христа Спасителя, взорванного Сталиным в ходе борьбы с религией 70 лет назад. Но на такой статус могут претендовать только здания старше 50 лет.
За пределами центра британский архитектор лорд Норман Фостер возводит по заказу правительства Москвы "высотку" московского Сити, здание стоимостью 830 млн фунтов и высотой 660 метров, которое, по окончании строительства в 2010 году, станет самым высоким зданием Европы. Оно будет способно вместить 25 тыс. человек и станет одним из нескольких стеклянных строений района "Москва-сити", куда правительство Москвы намерено перевести финансовый квартал.
Лорд Фостер сказал Guardian: "Москва проходит невероятную динамику творчества и обновления".
На окраинах Лужков обратил свое внимание на излишества царизма. У Екатерины Великой, чей портрет, по слухам, висит в кабинете канцлера Германии Ангелы Меркель, был миниатюрный домик из красного кирпича недалеко от деревни Царицыно. У нее кончились деньги, и достроить усадьбу она не смогла.
Но у Лужкова нет финансовых проблем, и он хочет покрыть восстановленный дом крышей. Он также хочет восстановить деревянный дворец, построенный в XVII веке в Коломенском царем Алексеем, сложный лабиринт коридоров и 250 комнат, построенный без единого гвоздя. Поскольку сохранились только рисунки фасадов дворца, Клименко заявил, что в результате "получится голливудская штукатурка".
Появляются все новые планы: чайна-таун для привлечения инвестиций из Азии, подземные торговые центры на двух площадях Москвы, подземная парковка под Большим театром, который тоже реставрируется. Но при меняющемся облике Москва, экономический плавильный котел России, должна быть уверена в том, что деньги, как и нефть, которая их приносит, никогда не кончатся. "Деньги тратятся все время, и я не знаю, сколько", - сказал Лежава.
Строительный бум
- Стеклянное высотное здание правительства Москвы и огромное офисное здание правительства Московской области в форме полумесяца.
- Высотное здание в Сити, которое построит рядом с правительственными зданиями лорд Норман Фостер, называют "вертикальным городом", способным вместить 25 тыс. человек.
- Разрушение гостиницы "Москва", построенной в 1930-е годы вблизи Кремля. Во время сноса в подвале обнаружили тонну динамита, по-видимому, заложенного туда тайной полицией для диверсии против нацистов, если они возьмут город и устроят в здании свой штаб. Ее должны построить заново, воссоздав первоначальный вид.
- Огромные торговые центры под Пушкинской площадью и площадью Белорусского вокзала.
- Планируемый чайна-таун вблизи центра: офисы и места для проведения досуга в азиатском вкусе, предназначенные для привлечения восточных инвесторов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях