Der Spiegel | 31 марта 2006 г.
Опасная вера
Маттиас Гебауер
Обращенные в христианскую веру афганцы находятся в постоянной опасности: чтобы не попасть в руки полиции или исламистов, они вынуждены совершать обряды скрытно. Постоянная опасность объединила их в тайное сообщество, члены которого все время находятся "в подполье".
Хашим Кабар (из-за опасности преследования имя изменено) нервничает. 36-летний мужчина беспокойно ерзает на пластиковом стуле в своем небольшом офисе и беспрестанно поглядывает на часы. На его мобильный телефон все время поступают звонки. Каждые пару минут он встает и направляется к двери небольшого здания. "Все ясно?" - спрашивает он вооруженного охранника, который расположился у глазка массивной стальной двери. Тот кивает. Хашим Кабар возвращается. "У меня сегодня плохое предчувствие", - говорит он. Он трет глаза. "Что-то мне подсказывает, что у нас будут гости".
Встретиться с таким человеком, как Хашим Кабар, трудно. Он то и дело переносил встречу, потом менял назначенное место. В конце концов встреча состоялась в офисе этого человека. Вокруг разложены брошюры, слышно жужжание компьютера. Ничто не говорит о предмете разговора. Нет ни распятия на стене, ни Библии на полке. Все, что может выдать в нем христианина, он спрятал. Из страха, что с ним обойдутся так же, как с обращенным в христианство Абдулом Рахманом.
Недавний случай с Абдулом лишний раз демонстрирует обращенным, что они находятся в опасности. Международное сообщество сумело предотвратить казнь Абдулы, оказав давление на афганские власти, однако люди, отказавшиеся от ислама, по-прежнему чувствуют себя в опасности. "Мы должны признать, что обещанной конституцией свободы вероисповедания на практике не существует, - печально констатирует Хашим Кабар. - Наверное, хорошо, что за границей теперь тоже об этом узнали".
Гонения на христиан при "Талибане"
Хашим Кабар знает, что такое страх. Прошло 20 лет с тех пор, как он обратился в христианство. Тогда афганцам не запрещалось переходить в другую веру. "Существовало много церквей - как в Кабуле, так и по всей стране, - рассказывает он. - В то время религии почти мирно сосуществовали друг с другом". Только с установлением режима талибов в середине 1990-х годов все изменилось. Мулла Омар приказал своим людям сравнять церкви с землей, афганских христиан - линчевать, христиан-иностранцев - уничтожить или изгнать из страны.
Многие друзья Хашима были тогда убиты. "Они до тех пор пытали христиан, пока те не выдавали всех известных им "неверных". Тогда их убивали и начинали поиски новых жертв". Как ему удалось выжить, он не знает. Два раза его арестовывали и допрашивали часами. Но доказательств тогда так и не нашли. "Я ведь знал суры и молитвы из Корана наизусть, и поэтому мне было нетрудно сыграть роль правоверного мусульманина", - почти с гордостью говорит Хашим.
То, что талибы ушли, не так уж много меняет в жизни Хашима и его друзей. Как и прежде, обращенных преследуют, сажают в тюрьмы или их убивают соседи. До западного мира информация об этом не доходит, даже в деле с Рахманом это было скорее случайностью. Принятая в 2004 году конституция, гарантирующая свободу вероисповедания, не работает. "Многие служители закона являются имамами и клерикалами. Их конституция не интересуется", - говорит Хашим.
Ежедневная игра в прятки
Он отрекается от себя ежедневно. На его визитке стоит мусульманское имя, в частной жизни он называет себя именем одного из апостолов. Только семья и близкие друзья знают о его тайне. Иногда, рассказывает Хашим, он должен делать вид, что молится Аллаху. "Если, к примеру, деловые партнеры приходят ко мне домой и наступает время молитвы, не могу же я воспротивиться этому", - говорит Хашим. Он, однако, надеется, что Бог понимает это.
Никто не знает точного числа обращенных афганцев. Поскольку нет церквей, нет и учета. Все проходит в тайне, только сами христиане знакомы между собой. Хашим говорит, что ему известно о сотне христиан в Кабуле и в других городах Афганистана. В целом он считает, что существует около тысячи или двух тысяч людей, противостоящих мусульманскому большинству в 20 млн человек. На христианских интернет-сайтах говорится о 10 тысячах единоверцев, но число несколько преувеличено.
Рыба на стене
Христиане-иностранцы в Афганистане тоже ощущают на себе давление исламского общества. Христианам с Филиппин разрешено проводить мессы в Кабуле, но тайно. Руководитель небольшой иностранной общины, окулист из США, вообще ничего не захотел комментировать. Его группу все время подозревают в желании обратить в свою веру афганцев, поэтому лучше всего проводить службы тайно. Если бы не рыба, изображенная на стене, его маленькую церковь было бы не узнать.
Гонения и опасность сделали из афганских христиан, таких, как Хашим, сплоченную общину. По иронии судьбы опасность сделала веру еще крепче. Ничего нельзя делать публично. Богослужения Хашим и его друзья проводят все время в разные дни. "Проводить службу в воскресенье было бы слишком опасно, нас могут легко раскрыть". Обращенные афганцы договариваются незадолго до молебна, часто с помощью SMS. Тексты сообщений звучат безобидно. "Давай попьем чаю в 11", - зачитывает Хашим одно из них.
Часто меняются и места проведения служб. Это всегда частные дома. Все должно быть хорошо подготовлено: прислуга не должна находиться дома, соседи ничего не должны заметить. Каждый участник должен на сто процентов доверять каждому. По словам Хашима, во время богослужения не всегда бывает даже Библия - это слишком опасно. Все молитвы хранятся в голове. Уже три раза полиция обыскивала его дом, но не нашла никаких доказательств. "Они знают, что я христианин, - говорит он. - Но я не дам им повода начать против меня судебный процесс".
После успешного завершения дела Абдула Рахмана Хашим не успокоился. Он и его друзья опасаются, что в следующий раз исламисты из мести будут действовать против христиан тайно и с максимальной жестокостью. "Освобождение Абдула - это хорошо, - говорит Хашим. - Но мировое сообщество должно и впредь держать ухо востро".
Самым ужасным для живущих в Афганистане обращенных христиан стало бы ошибочное впечатление, что после мирного разрешения одного инцидента теперь все в порядке. И тогда получается, что случай с Рахманом наделал больше бед, чем помог. "Мы и дальше останемся верны Христу", - говорит он на прощание. "Любая поддержка нам бы помогла".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях