The New York Times | 31 марта 2008 г.
Запоздалые любезности
Редакция
После месяцев взаимного ехидства и нескольких лет бездействия Джордж Буш и Владимир Путин неожиданно выразили готовность начать серьезные переговоры по серьезным вопросам. Будем надеяться, что еще не поздно: их президентские сроки подходят к концу, а им, безусловно, надо многое успеть.
Во-первых, ядерное оружие. Со времен подписания Московского соглашения 2002 года - согласно которому количество развернутых боеголовок у каждой из стран должно находится в пределах от 1700 до 2200 штук - никаких переговоров о дальнейшем разоружении или списании тех тысяч единиц ядерного оружия, которые страны хранят про запас, не было.
Второй вопрос - авторитарная и агрессивная политика Путина как внутри страны, так и за ее пределами. Буш оказывает на него воздействие (в какой-то мере), но безграничная приверженность американского лидера к неотработанной системе ПРО помогает Путину отражать критику.
И наконец, есть Иран. В то время как президенты несколько месяцев тратили на обмен колкостями, Тегеран проявлял открытое неповиновение Совбезу и наращивал теоретическую базу, потребную для создания собственной ядерной бомбы.
Идея разработки нового "рамочного соглашения" принадлежит Бушу. Он, очевидно, стремится улучшить свое внешнеполитическое наследие, дабы оно не ограничилось катастрофической войной в Ираке. Чтобы убедить российскую сторону в необходимости такого соглашения, он дважды отправлял в Москву госсекретаря и министра обороны, а в следующие выходные сам отправится на черноморский курорт Сочи, чтобы обсудить инициативу с Путиным.
Особенные усилия Буш прилагает для того, чтобы распространить свое видение грандиозного противоракетного щита, включающего элементы ПРО в Европе, в Польше и Чехии. Разработка технологии использования этой системы далека от завершения, поэтому она не будет представлять никакой угрозы России с ее огромным арсеналом. Но это не мешает Москве высказывать возражения и использовать ситуацию для оправдания агрессивных высказываний в адрес Америки и ряда необдуманных шагов.
Буш выступил с запоздалыми уступками, в частности разрешил Москве наблюдать за системой ПРО и согласился не вводить ее в строй до тех пор, пока не появится достоверная информация о существовании угрозы со стороны Ирана или другого враждебного государства. Но российская сторона от своей позиции не отказалась. Если Буш хочет подписать договор сейчас, ему придется пойти на дополнительные уступки, например воздержаться от развертывания ракет-перехватчиков до подтверждения угрозы.
Буш, наконец, согласился продлить или заменить новым соглашением договор по СНВ-2, срок действия которого истекает в 2009 году. Немаловажно, что в этом договоре прописана процедура проверки соблюдения обязательств по сокращению вооружений с обеих сторон (в частности, он позволяет американским наблюдателям получать информацию, принимает ли российская сторона исчерпывающие меры по защите своих вооружений). Американский лидер настолько пренебрегал международными договорами, что, по всей видимости, собирался выйти из СНВ-2.
К сожалению, Буш не собирается предлагать меры по дополнительному сокращению ядерных вооружений. С учетом того, что холодная война закончилась, обосновать хранение тысяч единиц ядерного оружия невозможно. При этом упорное нежелание Буша начать сокращение слишком многим странам дает дополнительный повод игнорировать неправомерное поведение Ирана и оправдывать свои собственные ядерные аппетиты.
Попытки Буша наладить отношения с Москвой заслуживают похвалы. Но он слишком долго выжидал, прежде чем пойти на эти шаги, и слишком сильно подвержен страхам в стиле холодной войны, чтобы выбрать по-настоящему новый курс. Следующий американский президент обязан добиться значительно большего успеха в этом направлении.
Также по теме:
Буш и Путин попытаются облегчить ношу наследникам (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях