Die Welt | 31 марта 2008 г.
Как Россия раскалывает партнеров по НАТО
Ханнелоре Кроли
Лейтмотивом саммита в Бухаресте будет спор: партнеры по альянсу не могут прийти к соглашению ни относительно новых членов, ни относительно военного присутствия в Афганистане
Во время предстоящего саммита НАТО в Бухаресте всем должно стать ясно, что альянс - это глобальная сила, 60 тыс. военнослужащих которой находятся на трех континентах в пяти районах проведения военных операций. Притом что в эту среду устроители саммита будут очень стараться, вряд ли последний саммит перед предстоящими в 2009 году торжествами по случаю 60-летней годовщины НАТО пройдет в полной гармонии и согласии: Североатлантический альянс, находящийся в преклонном возрасте, трещит по швам, и во многих местах наметились глубокие трещины. "НАТО сегодня представляет собой альянс, которому не хватает ясности в вопросах о реальных целях его существования", - считает Михаэль Рюле, глава подразделения политического планирования личной администрации генерального секретаря НАТО.
Непримиримые споры идут, прежде всего, относительно стратегии и распределения задач в рамках операции в Афганистане. Это больное место демонстрирует, что зияющая со времен начала военной кампании в Ираке трансатлантическая пропасть прикрыта лишь временно. Кроме того, 26 стран НАТО ведут ожесточенные споры, должен ли альянс открывать двери для бывших советских республик Грузии и Украины - против чего резко выступает Кремль. А наряду с вызывающей много споров системой ПРО, которую США хотят разместить в непосредственной близости от России, в Польше и Чехии, даже уже давно решенный вопрос о принятии в альянс балканских государств становится проблемой: Греция намерена наложить вето на вступление Македонии, если бывшая югославская республика не изменит название.
Однако наибольшую обеспокоенность генсека НАТО Яапа де Хооп Схеффера вызывает выступление одного из самых влиятельных его гостей. В Бухаресте ожидают прибытия Владимира Путина - для нынешнего российского президента это будет первым и последним саммитом НАТО (Путин присутствовал на саммите НАТО в 2002 году. - Прим. ред.). Шеф НАТО опасается, что уходящий российский президент может вызвать всеобщее недовольство "ненужной риторикой". "Громкость музыки, которую мы услышим, зависит в большой степени от того, какой тон выберет президент Путин", - отметил голландец и потребовал оказаться от "неудачных выражений". Такие заявления, как "мы направим ракеты на государства A, B, C" не приводят к желаемым целям и напоминают времена холодной войны, сказал он.
Однако Путин не обязан связывать себя какими-либо обязательствами, тем более он не имеет желания украшать прощальный саммит Буша. Президент США Джордж Буш, уходящий со своего поста в ноябре, хочет добиться успеха на последнем для него саммите НАТО и пытается силой настоять на присоединении к плану действий по подготовке к членству в альянсе - последней ступени перед непосредственно вступлением - Грузии и Украины. Но и Путин, и его ставленник Дмитрий Медведев высказываются резко против вхождения в альянс обоих государств и предупреждают о возникновении "крайне неприятной ситуации для европейской безопасности". "Любое государство не может получать удовольствия от того, что к твоим рубежам приближаются представители военного блока, в котором ты не принимаешь участия", - заявил в одном из интервью будущий президент, высказавшись также против американского противоракетного щита.
Оборонительная стратегия позиция Москвы повлекла за собой глубокий раскол в НАТО: многие его члены, прежде всего Германия, Франция, Испания, Италия и Нидерланды, не хотят давать добро на принятие в военный альянс потенциально-кризисных регионов. Ведь партнеры по НАТО обязаны оказывать друг другу помощь в случае военного конфликта. В этой связи практически нереально, чтобы на предстоящем саммите был окончательно решен вопрос о принятии новых членов, даже если свои голоса в поддержку присоединения наряду с США и Канадой отдадут девять государств бывшего Восточного блока. Грузии и Украине придется довольствоваться парой формулировок с заверениями о добрых намерениях.
По-видимому, декларация саммита относительно ситуации в Афганистане будет выглядеть столь же ни к чему не обязывающей. И в этом вопросе позиции слишком сильно рознятся для того, чтобы была выработана единая стратегия. Государства НАТО подрядились в Гиндукуше на такое задание, которое требует от них больше, чем многие готовы дать.
Усиления присутствия германского контингента на юге страны требуют от ФРГ в первую очередь голландцы и канадцы. Однако федеральное правительство настаивает на своем решении задействовать военнослужащих Германии только на севере страны. Президент Франции Николя Саркози, который надеется на сближение Франции с альянсом, со своей стороны, предоставил пополнение. "Мы не можем позволить себе проиграть в Афганистане", - заявил Саркози во время государственного визита в Лондон. Президент США Джордж Буш приветствовал это решение, придя в такой восторг, как будто альянсу удалось договориться о боеспособной стратегии. После заявлений Саркози становится очевидным, что саммит НАТО будет успешным, уверен американский президент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях