InoPressa: тема дня | 31 марта 2015 г.
Перспектива ядерного Ирана пугает его соседей
Обзор прессы
Саудовская Аравия и Израиль с опаской следят за подвижками на переговорах в Лозанне по соглашению об иранской ядерной программе. Обе страны считают: если Иран станет ядерной державой, он будет нести непосредственную угрозу их существованию и с этим следует бороться. Сергей Лавров покинул переговоры в момент их пробуксовки из-за двух особенно сложных проблем, но вернется, "если это будет необходимо", передают СМИ.
Перспектива соглашения с Ираном толкает Саудовскую Аравию и Израиль к неожиданному альянсу, пишет Ким Сенгупта в The Independent. Они убеждены, что Тегеран, вопреки всем его клятвам, твердо намерен обзавестись ядерным арсеналом, и отмена экономических санкций лишь упрочит его преимущества. Обе страны считают: если Иран станет ядерной державой, он будет нести непосредственную угрозу их существованию, угрозу, с которой следует бороться.
Сотрудничество Израиля с суннитскими странами региона уже начало шириться в ответ на рост влияния шиитского Ирана в Ираке, Ливане, Сирии, а также - в последнее время - в Йемене. Но, по мнению автора статьи, самым энергичным стимулом для сближения Израиля и Саудовской Аравии стало желание администрации Обамы вести переговоры о ядерной программе Ирана, а также ограниченное сотрудничество Вашингтона и Тегерана в борьбе с ИГИЛ.
Неназванный "высокопоставленный чиновник сферы безопасности из Тель-Авива" сказал: "Необходимость порождает альянсы. Нам, и в особенности саудовцам (а также странам Персидского залива, Бахрейну, Катару, ОАЭ, Иордании и Египту) необходимо остерегаться Ирана, этой агрессивной, экспансионистской державы. Мы полагаем, что ядерное соглашение сделает уязвимыми всех нас в этом регионе".
Нетаньяху недавно предостерег относительно "оси Иран-Лозанна-Йемен"; Саудовская Аравия, со своей стороны, возглавила противодействие этой "оси", создав суннитскую коалицию против йеменских повстанцев-хуситов, которых поддерживает Иран.
Саудовский принц Турки аль-Файсал также указывает: "Если Иран получит возможность обогащать уран до любой степени, о той же возможности попросит не только Саудовская Аравия. Всему миру продемонстрируют открытую дверь, ведущую на этот путь".
По некоторым сведениям, два месяца назад представители "Моссада" и официальные лица Саудовской Аравии встретились, чтобы обменяться разведданными об Иране, говорится в статье.
Пока представители стран "шестерки" и Ирана ведут в Лозанне переговоры об иранской ядерной программе, в отелях и кафе этого швейцарского города разворачивается незаметная "война чужими руками", повествует корреспондент BuzzFeed Рози Грей. Поборники ядерного соглашения, преимущественно сотрудники National Iranian American Council (NIAC), приезжают на эти переговоры с ноября 2013 года, а в конце прошлого года стали приезжать и активисты произраильской организации The Israel Project, базирующейся в Вашингтоне.
Обе организации жаждут повлиять на переговоры и их освещение в прессе. Их дебаты - миниатюрная копия полномасштабных споров о проекте соглашения, говорится в статье. Зачастую они хорошо осведомлены о подробностях переговоров. Считается, что они близки к иранской делегации, а также к американским переговорщикам. Журналисты часто просят их срочно прокомментировать новости.
Сейчас, когда переговоры в Лозанне близятся к концу, роль этих активистов, возможно, уменьшится "благодаря редкому (для переговоров с Ираном) явлению - поступлению реальных новостей из переговорного зала", замечает журналистка.
Франция выступает за жесткий подход к решению иранской ядерной проблемы, пишет Le Monde. "Дипломатические консультации между Ираном и великими державами в Лозанне в это воскресенье проходили в быстром темпе, что объяснялось задачей заключить политический договор по основным параметрам иранской ядерной программы до 31 марта", - уточняет корреспондент.
Глава французской дипломатии Лоран Фабиус вновь выступил за "твердое" соглашение. Этот термин был выбран специально, чтобы направить сигнал о решимости, но также продемонстрировать особый подход Франции. На протяжении двух лет, перед каждым важным рандеву, французы всегда подчеркивают, что играют особую роль, пишет автор.
Франция стала инициатором первых санкций против Тегерана в 2003 году. Постепенно позиция Парижа становилась все более жесткой по сравнению с позицией Вашингтона по ядерной проблеме Ирана, отмечает бывший посол Франции в Тегеране Франсуа Никулло. Начиная с 2010 года, перед лицом застоя на переговорах, Париж взял на себя инициативу по ужесточению антииранских экономических санкций. Сегодня французы уверены, что жесткость пошла на пользу, но Франция пытается оказать давление на процесс, которым она уже не управляет, заключает корреспондент.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров покинул международные переговоры в Швейцарии по иранской ядерной программе в понедельник, на фоне того как они забуксовали из-за двух особенно сложных проблем, пишет The Guardian. МИД РФ сообщил, что Лавров должен провести двусторонние переговоры с неназванными соседними странами, но добавили, что он вернется в Лозанну во вторник, если это будет необходимо.
"Иран требует снятия всех санкций ООН и отмены всех шести резолюций Совбеза, принятых согласно главе 7 Хартии ООН, которая классифицирует иранскую ядерную программу как нелегитимную и угрожающую международному миру и стабильности", - уточняет издание.
"Шестерка" предлагает ряд мер помощи Ирану, снятие нефтяного эмбарго ЕС и отмену ограничений в сфере банковского сектора вместе с одновременной приостановкой соответствующих санкций США, но настаивает на том, что некоторые санкции ООН должны сохраниться. В частности, "шестерка" хотела бы продлить еще на пять лет ограничения в отношении разработки новых сверхэффективных центрифуг, однако Иран отвергает столь продолжительное сдерживание своих разработок, утверждая, что это сделает страну зависимой от иностранных технологий.
"Существуют и смежные проблемы, - продолжает автор. - Запад не будет рассматривать снятие каких-либо санкций ООН без механизма "обратного скачка", позволяющего немедленно, без согласования с СБ, восстановить их в случае несоблюдения условий соглашения Ираном". Но некоторые постоянные члены Совбеза (Россия и, возможно, Китай и Франция) ревностно охраняют привилегии членства в этом органе, и им не нравится идея автоматического введения мер без их согласия. Более того, Иран хочет знать, кто будет оценивать, соблюдает ли он условия договоренности, и какие параллельные санкции будут введены в случае нарушений со стороны Запада, говорится в статье.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях