Frankfurter Rundschau | 31 мая 2001 г.
Дождь через прохудившуюся крышу льет на урановые стержни
Ханнес Гамиллшег
Норвежская делегация прибыла с инспекцией в хранилище ядерных отходов, которое расположено на Кольском полуострове, и пришла в ужас. Сооружение в Андреевской бухте, где хранятся отработанные урановые стержни Северного флота, предстало перед западными посланцами в совершенно запущенном состоянии.
Крыша прохудилась. Вода по каплям стекает в хранилище. Здания разрушаются, стекла в окнах выбиты, стены шатаются. В результате многолетних усилий норвежская делегация в начале этой недели впервые получила разрешение посетить объект, бывший до сегодняшнего дня совершенно секретным - хранилище ядерных отходов на Кольском полуострове. "Процесс разрушения стал уже настолько явным, что ситуация требует немедленного вмешательства, - сказал госсекретарь Еспен Барт Ейде, - я знал, что тут много проблем. Но стоять около хранилища и наблюдать высокий уровень излучения, фиксируемый дозиметром - это производит весьма сильное впечатление". Совершенно непостижимо, насколько близорукой была советская ядерная политика, возложившая решение проблем на следующие поколения, заметил он.
По оценке норвежской экологической организации "Беллона", в Андреевской бухте наряду с другими ядерными отходами хранится 21000 отработанных урановых стержней с российских атомных подводных лодок. Их излучение в тысячи раз превышает предельно допустимый уровень. Многие хранилища, находившиеся в течение многих лет под открытым небом, пришли в негодность, у них отваливается бетонная обшивка, вода попадает на урановые стержни, а затем сочится оттуда.
С тех пор, как "Беллона" шесть лет назад обнаружила хранилище ядерных отходов всего в пятидесяти километрах от границы, норвежское правительство стремилось послать туда команду экспертов. Чтобы получить на это разрешение, оно неоднократно предлагало свою помощь в санации территории, но каждый раз наталкивалось на отказ: неподалеку от Андреевской бухты расположены две совершенно секретные базы российских подводных лодок. И только визит российского премьер-министра Михаила Касьянова осенью прошлого года в Норвегию сделал возможным первое посещение хранилища иностранцами - и то на очень строгих условиях: фамилии пребывающих надо было сообщить за 45 дней, замена заболевшего эксперта исключалась, въезд журналистам был закрыт.
Для Осло эта инспекционная проверка стала показателем того, что Москва придает большое значение проведению санации на Кольском полуострове. За это говорит и тот факт, что хранилище передано из подчинения Северному флоту фирме "Севрао", подведомственной гражданскому министерству по атомной энергии. Заместитель министра по атомной энергии Валерий Лебедев подтвердил, что в этом году оттуда будет вывезено 1000 тонн жидких отходов. В дальнейшем предполагается перевезти все ядерные отходы на сибирский завод "Маяк".
Госсекретарь Ейде подчеркнул, что хранилище не представляет собой непосредственной угрозы. Но даже если не будет никакой аварии, то все равно произойдет заражение сначала бухты, а потом и Баренцева моря. Для начала Норвегия хочет финансировать замену кровли хранилища.
Вдобавок большая часть суммы, составляющая 35 миллионов марок, которую Осло выделяет на программу ядерной безопасности, будет целевым назначением направлена на санацию Кольского полуострова. Однако с помощью только лишь норвежских денег такую масштабную задачу выполнить невозможно, считают эксперты. Для этого необходимы также усилия с российской стороны, а также помощь США и ЕС.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях