La Stampa | 31 мая 2006 г.
Рождение Cindia. Бизнес и оружие из Дели в Пекин
Франческо Сиши
Почти два с половиной миллиарда человек, свыше 40% жителей всей планеты, с 20% населения, проживающими в других странах: это Cindia, колосс, появления которого следует ожидать в самое ближайшее время. Эти страны объединяет и разъединяет буддизм - религия, которая пришла из Индии и укоренилась в Китае. В Китае буддизм на протяжении веков является почти национальной религией, в то время как в Индии он уже практически не исповедуется. Именно в этом странном переливании сознания и влияния, возможно, и заключается основа геополитических отношений, укрепляющихся в настоящее время.
Министры обороны Китая и Индии начали вчера в Пекине сверхсекретные переговоры, при этом официальные информационные агентства даже не распространили фотографий с этого саммита. Агентства ограничились лишь сообщением о том, что Цао Ганчуань, военный министр Китая, и Пранаб Мукерджи, глава оборонного ведомства Индии, обсудят вопросы углубления военного сотрудничества. В ходе своего шестидневного визита в Китай Мукерджи встретится со всем руководством КНР.
Но, по данным хорошо информированных источников, стороны обсудили возможность проведения совместных военных учений, а также вопросы, связанные с антитеррористической деятельностью - обе страны испытывают обеспокоенность в связи с угрозой исламского фундаментализма. Еще одним пунктом повестки дня были шаги по реализации договора, подписанного в прошлом году, об урегулировании спорного вопроса о границе на протяжении 3500 км. Это очень острая проблема, поскольку она касается Кашмира - региона, оспариваемого Индией и Пакистаном, и треть Кашмира Пакистан в одностороннем порядке передал Китаю.
За фасадом оптимизма таится множество нерешенных и довольно серьезных вопросов. Прежде всего, тесные и давние отношения между Китаем и Пакистаном. 23 мая этого года Исламабад подписал с Пекином контракт стоимостью 600 млн долларов на поставку четырех фрегатов F22P, модернизацию некоторых портовых инфраструктур и передачу военно-морских оборонительных технологий. Фрегаты будут строиться в Шанхае, в одном из городов, которые посетит Мукерджи.
Китайско-пакистанский договор воспринимается как шаг в направлении достижения политического равновесия: успокоить давнего союзника, одновременно налаживая отношения с новым союзником. Сближение между Китаем и Индией пока, как кажется, не наносит ущерба Пакистану, более того, улучшение отношений между двумя гигантами позитивно сказывается и на третьем главном действующем лице. Политика безопасности толкнула Китай и Индию навстречу друг другу. Многие китайские чиновники среднего и высшего звена с тревогой следят за развитием ситуации в Пакистане. В этой стране, как известно, прошли идеологическую (и не только) подготовку некоторые активисты движения за независимость западного китайского региона Синьцзян.
И вот Дели неожиданно меняет курс на 180 градусов по сравнению с 1998 годом, когда занимавший в то время пост министра обороны Джордж Фернандес сделал все возможное для проведения шести ядерных испытаний, громогласно заявляя о том, что это необходимо для защиты от "китайской угрозы". Сегодня его преемник Мукерджи говорит, что Китай не представляет собой угрозы. Действительно, Пекин стал главным торговым партнером Индии, и товарообмен между двумя странами достиг в 2005 году 13 млрд долларов. В феврале китайские и индийские чиновники, занимающиеся нефтью, встретились в Пекине, чтобы обсудить общую политику в сфере энергетики.
Но некоторые разногласия проявляются и в экономической области. Китайские промышленники опасаются того, что Индия со своим потенциалом дешевой рабочей силы может превратиться в центр привлечения инвестиций, альтернативный Китаю. С другой стороны, в то время как Китай развивает свои отношения с Пакистаном, Индия начала развивать отношения с Вьетнамом и Японией - государствами, наиболее негативно относящимися к Китаю.
В условиях этого неустойчивого равновесия в роли политического катализатора выступают США. Еще и потому, что альянс Китай - Индия может возникнуть лишь в тени Соединенных Штатов, но никак не вопреки их интересам. Кроме того, даже Ватикан указал на то, что Индия очень важна для Китая, назначив индийского кардинала Ивана Диаса новым префектом Конгрегации евангелизации народов, у которой на первом месте стоит вопрос о вере в Китае.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях