Статьи по дате

International Herald Tribune | 31 мая 2007 г.

Шутки и прозвища не могут завуалировать разногласий между главами МИД России и США

На пресс-конференции в Потсдаме (Германия) госсекретарь США Кондолиза Райс передала министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову какую-то записку. Когда он прочел ее, оба дипломата обменялись улыбками и кивками.

Но эта фамильярность - они обращаются друг к другу запросто: "Конди" и "Сергей" - лишь один из элементов сложных отношений, связывающих глав МИД - людей, которые представляют два государства со все более расходящимися позициями.

Несмотря на прозвища и шутки, разногласия между Райс и Лавровым на встречах в верхах в Германии были заметны. На публике главы МИДов высказывали взаимные упреки и завуалированные угрозы, а за закрытыми дверями яростно спорили.

"Я надеюсь, что Сергей прав; надеюсь, мы устранили северокорейскую ядерную угрозу, - сказала Райс с нотками раздраженности в голосе во время публичного обсуждения планов американского противоракетного щита, призванного отражать угрозы со стороны Северной Кореи и других государств. - Но, по-моему, слишком рано праздновать победу на этом фронте".

России не нравится, что США размещают ракеты и перехватчики практически у нее на пороге в Восточной Европе, сколько бы американские официальные лица ни твердили, что на Россию эта система не нацелена.

В ходе дискуссии голос у Райс был сердитый. Разногласия между Россией и США в последние месяцы обострились - отношения между этими странами испортились сразу в нескольких областях.

Стараясь доказать, что ПРО задумана как защита от угроз со стороны "государств-изгоев", а не России, Райс отметила, что сами российские власти утверждают, что их ядерные ракеты способны "победить, преодолеть, уничтожить любой щит, который мы в состоянии создать".

"Мы вполне согласны с этим заявлением", - добавила она.

Но Лавров не допустил, чтобы Райс оставила за собой последнее слово.

"Надеюсь, никто не обязан доказывать на практике, что Конди в этом права", - мрачно заметил он.

Райс и Лавров знакомы много лет, часто беседуют и обычно, судя по внешним признакам, получают удовольствие от публичных выступлений вместе. Райс говорила о своем восхищении Лавровым. Она также утверждает, что английским он владеет лучше, чем она русским. Однако Райс дает понять, что во время их споров за закрытыми дверями не идет на попятный.

Лавров умеет мгновенно переходить от галантности к снисходительному презрению. В среду он говорил более жестким тоном, чем обычно, - например, когда он и Райс препирались на той же пресс-конференции по вопросу будущего статуса Косово.

На вопрос, собирается ли Россия использовать свое право вето в Совбезе ООН, Лавров ответил: "Я надеюсь, что этого не понадобится и что наши партнеры поймут наши доводы".

Прямота его высказываний поражала в атмосфере, где обтекаемые, заранее согласованные заявления являются нормой, и Райс, очевидно, захотела снизить накал обсуждения.

В своей записке она просила Лаврова сделать вместе с ней заявление в конце заседания. Хотя новость уже стала известна, Райс хотела сама сообщить собравшимся, что в июле президент США Джордж У. Буш примет у себя российского президента Владимира Путина для неформального визита.

Встреча "даст им возможность поговорить в непринужденной обстановке", сказала Райс, вымученно улыбаясь.

Затем она поставила Лаврову задачу правильно произнести название места саммита - города в штате Мэн, где уже несколько поколений семьи Буша традиционно проводят лето. Лавров без запинки отчеканил: "Кеннебанкпорт", и оба рассмеялись.

Райс часто выражает обеспокоенность откатом российской демократии в прошлое и другими проблемами, волнующими США, в том числе подозрением, что Россия использует свои колоссальные запасы энергоносителей в политических целях.

Обычно Райс торопится добавить, что, хотя отношения не идеальны, они сильно улучшились с мрачных дней холодной войны, и старается смягчать свои критические высказывания о России.

Лавров в среду не проявлял подобной сдержанности. Он заявил, что США развязывают новую гонку вооружений в Европе - это недвусмысленная отсылка к годам холодной войны, сформировавшим как его отношение к США, так и взгляд Райс на Россию.

На встрече в Потсдаме то и дело бросались в глаза символические напоминания о холодной войне. Дипломаты встречались в том же дворцовом комплексе в стиле Тюдоров на берегу озера, где после окончания Второй мировой войны произошла встреча президента США Трумэна и советского лидера Сталина.

На второй пресс-конференции в тот же день в Берлине Райс и Лавров вновь обменялись резкостями. Лавров сделал США предупреждение относительно недавних поставок оружия в Ливан. Он указал, что США провоцируют дестабилизацию взрывоопасной обстановки, вооружая ливанскую армию для борьбы с военизированными исламистскими группировками.

Райс, сидевшая справа от него, тут же парировала, горячо выступив в защиту политики США.

Затем можно было наблюдать, как они перешептывались и мило улыбались друг другу.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru