Le Figaro | 31 мая 2007 г.
Почему поражение Сеголен Руаяль не беспокоит Хиллари Клинтон?
Филипп Жели
Визит Сеголен Руаяль в Соединенные Штаты был намечен на середину декабря 2006 года и почти сразу отменен: план кандидата от Социалистической партии заключался в том, чтобы сфотографироваться вместе с Хиллари Клинтон, по аналогии с фотографией, где Николя Саркози двумя месяцами ранее пожимал руку Джорджу Бушу. Но кандидат в президенты США от Демократической партии отказалась появиться на публике вместе с французской коллегой. Чтобы избежать возможного сравнения?
Морин Дауд, одна из самых острых на язык журналисток New York Times, в виде исключения оставила американскую политику, чтобы вблизи посмотреть на кандидата "с именем девушки Джеймса Бонда, ангельской улыбкой, превосходной для 53 лет фигурой в бикини, делающую кампанию, как Жанна д'Арк". Она покинула "сегосферу" скорее разочарованная, вынеся 6 мая вердикт: "Проблема Сего не в том, что она женщина, - писала она в день проведения второго тура. - Проблема в том, что ее единственное видение Франции - это она сама, поэтому неслучайно ее прозвище - "Эголен".
Различие с Хиллари Клинтон не ускользнуло от взгляда Морин Дауд: "Сего более дерзкая, чем осторожная Хиллари, но она совершает больше грубых ошибок. В отличие от Хиллари, она не слишком хорошо подготовлена в области внешней политики. Сего соединяет в себе непреклонную волю и женственность более умело, чем Хиллари, но она кажется более холодной, фарфоровой куклой с фарфоровой кожей".
Может ли Хиллари в Америке извлечь какие-то уроки из неудачи Сеголен во Франции? На первый взгляд, аналогий много: две женщины от левых, обе с характером, иногда кажущиеся высокомерными, матери семейств и партнерши политиков-мужчин, впервые стремящиеся к высшей власти в своих странах... Но это сходство обманчиво.
Окружение сенатора от штата Нью-Йорк спешит дистанцироваться от проигравшей 6 мая. "За исключением того, что обе они женщины, у них нет практически ничего общего", - объясняет пресс-секретарь Хиллари Клинтон Ховард Вулфсон.
Следует отметить некоторые различия:
Контекст. В Соединенных Штатах в центре выборов будет внешняя политика - маргинальная проблема для французских выборов. Война в Ираке является главным вопросом, по которому Хиллари Клинтон приняла двойственное решение: с одной стороны, она "отвечает" за свой голос, отданный в пользу полномочий на ведение войны, предоставленных Джорджу Бушу в 2002 году, и обещает, что, если на Америку вновь будет совершено нападение, последует жесткий ответ. С другой стороны, она заявляет о провале этой авантюры и выступает за скорейший организованный вывод войск.
Доверие. Хиллари считает, что для победы женщина должна поставить планку еще выше, чем мужчина. Она рассчитывает скорее на компетентность, чем на обаяние, делая акцент на восьми годах, проведенных ею в Белом доме, и семи - в Сенате, позволивших ей приобрести опыт в решении целой гаммы государственных и международных вопросов. У нее есть также поручительство лучшего стратега демократов, Билла Клинтона, чья популярность в США все еще очень высока. "Она предлагает совсем не такой выбор, как был у французов, - считает ее советник Марк Пенн. - Ее опыт доказывает, что она готова вести страну к переменам уверенной, твердой и компетентной рукой".
Идеология. Клинтон проводит кампанию в центре, что еще правее, чем французский правоцентризм. Никаких заигрываний с крайне левыми, не обладающими политическим весом в США. Никакой двусмысленности в отношении ценности предпринимательства или свободного рынка. Она не афиширует, но и не скрывает свою веру под руководством духовного отца, сопровождающего ее с подросткового возраста. Она не боится обхаживать денежных магнатов, что позволило ей выйти на первое место по количеству собранных на кампанию средств (31 млн долларов). Демократкой ее делает, прежде всего, обещание обеспечить медицинское обслуживание для всех американцев и взяться за низкие налоги, которые платят богатейшие слои населения.
Конкуренция. Основными соперниками Хиллари являются не "слоны", борющиеся за контроль над партией, а молодой чернокожий сенатор, избранный всего три года назад, Барак Обама, и пятидесятилетний южанин с повадками театрального романтического героя Джон Эдвардс. В Соединенных Штатах, где предвыборная гонка продолжительна и непроста, свежесть часто является козырем, в то время как чрезмерная известность может оказаться недостатком. Бывшей первой леди следует сделать акцент на ее "либеральном" имидже и сгладить свою репутацию холодной женщины. До сих пор ей это удавалось, и пока она является фаворитом опросов общественного мнения, чем никогда не могла похвастать Руаяль. В отличие от Сеголен, Хиллари обладает безоговорочной поддержкой женского электората.
Эти различия объясняют, почему даже республиканцы остерегаются проводить параллели с французскими выборами. В Соединенных Штатах не Хиллари Клинтон бросает вызов, а, наоборот, она женщина, которую еще предстоит победить. "Я, несомненно, самая знаменитая женщина, которую вы еще не знаете", - говорит она тем, кому не терпится ее услышать. Это целая программа.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях