The New York Times | 31 мая 2007 г.
Коллеги выпускают книгу в память об убитой российской журналистке и требуют правосудия
К. Дж. Чиверс
В среду независимое российское издание "Новая газета" объявило о начале официальной продажи сборника статей своего специального корреспондента Анны Политковской, которая была убита в прошлом году. Также оно вновь потребовало честного расследования этого преступления.
Эти публичные призывы к справедливости вновь высветили сильные трения между последними независимыми российскими СМИ и властями. Последние заменили большую часть основных площадок, где публично высказывались диссидентские взгляды, программами, контролируемыми правительством, и прокремлевским контентом.
48-летняя Политковская была одним из самых острых критиков внутренней политики, заявивших о себе в постсоветской России. В своих материалах она вела борьбу с тем, что расценивала как распространение жестокости и коррупции властей при президенте Владимире Путине, а также с ужасающими событиями и разгулом преступности, которые сопутствовали войнам в Чечне.
За это к ней относились как к недочеловеку, ей запрещали появляться на телевидении, ее бойкотировал Кремль. Ее гибель в октябре имела все приметы заказного убийства: в нее выстрелили несколько раз из пистолета, когда она вошла в подъезд своего дома в Москве, возвращаясь из продуктового магазина неподалеку.
Следствие по делу продолжается. Смерть Политковской - последнее по времени из череды остающихся нераскрытыми убийств журналистов в России - сделала ее символом сокращающейся свободы прессы в стране.
На обложке сборника ее статей - 980-страничного тома толщиной с кирпич - помещена фотография, запечатлевшая ее сосредоточенное лицо. Тут же название - "За что".
Экс-президент СССР Михаил Горбачев, совладелец газеты, которую прославила Политковская, присоединил свой голос к требованиям редакции, друзей и родственников журналистки, ратующих за раскрытие преступления.
Он сказал, что это дело имеет особую важность, поскольку в России многие считают, что к убийству Политковской причастны сотрудники правоохранительных органов. Избегая в своих речах прямой критики Путина, Горбачев также отметил, что Россия нуждается в независимых журналистах.
"В них нужда большая", сказал он, "может быть, сейчас еще больше, чем" раньше.
Позднее Горбачев взял в руки книгу и заметил, что хотя некоторым неприятно читать материалы Политковской - в них часто содержатся обвинения чиновников, военных и милиционеров в преступной деятельности - в конечном итоге они приносили пользу российскому государству.
"Да, это горькая пилюля, - сказал он. - Но это лекарство".
Коллеги Политковской по "Новой газете" также высказывали свое разочарование в темпах официального расследования. По их словам, они оказали помощь правоохранительным органам, но никаких результатов не увидели.
Журналисты добавили, что воздерживались от публикации материалов, добытых в ходе собственных разысканий, так как не хотели нанести ущерб ходу официального расследования или информаторам. В то же самое время они выразили обеспокоенность тем, что результаты официального расследования могут быть цензурированы, и отметили, что, если курс на это станет очевидным, они будут вынуждены опубликовать собственные результаты.
"Если мы убедимся, что следствие пойдет по навязанной ему версии, мы опубликуем все материалы, которые удалось собрать изданию за восемь месяцев", - заявил главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.
Пока звучали эти новые требования ускорить расследование, в другом районе города проводила свой конгресс, холодно встреченный Кремлем, Международная федерация журналистов, неправительственная организация со штаб-квартирой в Брюсселе. Представители федерации отметили, что выбрали Москву для своего регулярного съезда, проводимого раз в три года, отчасти для того, чтобы привлечь внимание к атмосфере, становящейся все более неблагоприятной для деятельности независимых журналистов в России.
Среди материалов, распространенных на конгрессе, была брошюра со статьей "Разорванная профессия" генерального секретаря Российского союза журналистов Игоря Яковенко.
В статье кратко описывается то, как Кремль контролирует общественный политический диалог в России и манипулирует им. Приводятся данные мониторинга российских СМИ, осуществляемого Союзом журналистов: в 2000 году "пропаганда президента и правящей партии составляла примерно 30% от общего объема информации", а в 2006 году ее доля выросла до 92%.
Яковенко пишет, что лицом всех федеральных телеканалов сегодня являются не журналисты, а пиарщики и пропагандисты.
Кремлевские официальные лица проигнорировали приглашения посетить конгресс и выступить на нем.
Айдан Уайт, генеральный секретарь Международной федерации журналистов, ненадолго отлучился с послеобеденного заседания, чтобы выразить свою поддержку призывам ускорить расследование убийства Политковской. "К сожалению, это страна, где, как представляется, существует культура безнаказанности" преступлений против журналистов, отметил он.
Уайт добавил, что на днях русские говорили ему, что каждое нападение на журналиста "всесторонне расследуется, пока следствие успешно не заходит в тупик".
На презентации книги не все высказывали антикремлевские взгляды. Особую позицию занял Горбачев - отдав дань уважения Политковской, он одновременно высказался в защиту Путина. По его словам, российский президент спас страну от хаоса и направил ее по правильному пути.
Он отметил, что сделанное Путиным заслуживает высокой оценки. Свобода прессы, добавил Горбачев, формируется со временем. Он никак не прокомментировал исчезновение диссидентских точек зрения из телевизионных выпусков новостей.
Как часто происходило в последние годы и в жизни Политковской, презентация книги, состоявшаяся в эту среду, не привлекла внимания официальных лиц. На ней присутствовали западные журналисты и несколько репортеров российских газет, но официальные российские СМИ не осветили это событие.
После прихода Путина к власти Политковскую не допускали в телеэфир. В вечерних выпусках новостей не было упомянуто о выходе книги и призывах к честному расследованию. Это вполне соответствует выводам, сделанным в статье Яковенко.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях