Статьи по дате

The Wall Street Journal | 31 октября 2003 г.

Путин разжигает политический кризис

Тереза Рафаэль

"Это как снежный ком, - заметил вчера Хьюго Эрикссен, директор компании ЮКОС по связям с общественностью, во время встречи с несколькими иностранными журналистами. - Он может растаять на солнце, если погода улучшится, или вырасти до неимоверных размеров".

Не прошло и часа после нашей встречи, как стало предельно ясно, в каком направлении будут развиваться события. Были арестованы 44% акций ЮКОСа, крупнейшей в России нефтяной компании, которая стоит намного больше того миллиарда, который, как утверждает прокуратура, ЮКОС задолжал государству. Этот арест как бы предрешает исход дела председателя ЮКОСа Михаила Ходорковского.

Однако и это не все. Если Ходорковского объявят виновным в мошенничестве, ему грозит тюремное заключение. Государство может отобрать его состояние и состояние его коллег, вместе с которыми он держит контрольный пакет акций ЮКОСа. Короче говоря, вчера правительство сделало большой шаг на пути к пересмотру приватизации одной из лучших российских нефтяных фирм, компании, в которой 25% акций принадлежит иностранным инвесторам, в основном американцам.

Политическими кризисами в России никого не удивишь, но обычно они происходят в периоды экономических потрясений. И вот начинается: в разгар экономического бума сделан щелчок в совершенно определенном направлении, Кремль провоцирует массивную распродажу акций и топит бизнесменов и иностранных инвесторов в волнах страха. Почему?

Хотя никто не готов зайти настолько далеко, чтобы настаивать на полной невиновности Ходорковского, никто не сомневается, что эти обвинения могут быть с легкостью предъявлены большому числу российских бизнесменов. Так почему именно Ходорковский и почему именно сейчас? Вероятнее всего, здесь сработала комбинация нескольких факторов и мотивов.

Один из самых правдоподобных мотивов - алчность. Кремль всегда был великим источником личного обогащения. Немало сотрудников путинского Кремля, глядя на все богатеющий российский рынок и гигантскую компанию, руководитель которой открыто говорит, что он стоит 8 млрд долларов, вне всякого сомнения, облизываются на возможности, которые может дать им контроль над ЮКОСом.

Репрессивные меры - это именно та среда, из которой выросли так называемые силовики - в основном бывшие сотрудники КГБ, которые пробрались в Кремль, держась за фалды пиджака Владимира Путина, и думают, что государство должно быть финансовым арбитром всего происходящего. То, что увидели эти люди (и, скорее всего, испугались увиденного), был "эффект Ходорковского": влияние преуспевающей, получившей международное признание и прозрачной компании на российскую экономику.

"Это (арест акций ЮКОСа) показывает, что кагэбистско-прокурорская клика стала неуправляемой, - отмечает Кристофер Грэнвилл, главный стратег и политолог "Объединенной финансовой группы", московского инвестиционного банка. - Все гарантии того, что собственность не будут трогать, снова могут быть пересмотрены".

Также этот арест посылает определенный сигнал российскому бизнес-сообществу. Неважно, как вел себя Ходорковский в прошлом, в наши дни, по словам его пресс-секретаря, он "стал прозрачным" - именно в этом направлении движется сейчас большинство российских бизнесов.

"Теперь российское бизнес-сообщество решит, что этого делать не стоит", - подчеркивает Грэнвилл.

Если бы в среду Эрикссен находился рядом со мной в Генеральной прокуратуре, вопрос о нарастании массы и скорости снежного кома вообще не возник бы. Официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Борисовна Вишнякова на протяжении почти двух часов объясняла группе иностранных журналистов, на основании чего прокуратура пришла к выводу, что ЮКОС обманул государство на 1 млрд долларов, не выплачивая налоги и идя на иные финансовые нарушения.

Все было сделано по правилам, настаивала она. Будет суд, настаивала она. Ходорковский создал систему, которая помогала ему избегать уплаты налогов. Будучи главой компании, он несет личную ответственность, настаивала она. А тот факт, что виновный в экономических преступлениях попадает в руки правосудия, должен радовать иностранных инвесторов, потому что доказывает, что государственная система работает.

Хм, виновен? Но Ходорковского еще даже не судили, напомнили мы Наталии Борисовне. Конечно, согласилась она, сначала должен быть суд.

Борис Немцов, лидер СПС, правоцентристской политической партии, занял по этому вопросу жесткую позицию, заявив, что Россия движется "от демократии к управляемой демократии и диктатуре" и что, если такого рода действия продолжатся, "мы скатимся по наклонной еще быстрее". По словам Немцова, в последние дни ему позвонили многие олигархи и пообещали свою поддержку и финансирование оппозиционной партии Немцова.

В субботу олигархи выступили с совместным заявлением, в котором выразили протест против ареста Ходорковского. Но с тех пор они молчат (по крайней мере, два крупных лидера российского бизнес-сообщества отказались от интервью на этой неделе, не желая обсуждать такие деликатные вопросы).

Без согласованной борьбы и жестких заявлений олигархов, международного инвестиционного сообщества и западных правительств Путин продолжит этот курс и выиграет свою битву с председателем ЮКОСа. Прошлым вечером Путин собрал в Кремле группу влиятельных банкиров, чтобы еще раз заявить о своей приверженности избранному вектору движения по пути к экономической и политической стабильности. Он признал, что дело ЮКОСа вызовет "кратковременную" болезненность, зато оно отвечает долгосрочным интересам страны. По словам Путина, заставить законы работать - это его долг.

Однако было бы абсурдно отрицать, что дело ЮКОСа повлечет собой ряд отрицательных последствий. Например, оно придаст смелости местным и федеральным властям, чтобы выступить против бизнесменов.

Короткий посткоммунистический период длинной российской истории был бесконечным сражением меньшинства, которое стремилось к реформам, с теми, кто пытается сохранить и усилить правительственный контроль. Одно время казалось, что реформисты побеждают. Путин включил в свои цели принятие России в ВТО. Он стремился к более тесным связям России с ЕС и добился членства России в "Большой восьмерке". Он поставил цель удвоения ВВП за десять лет, сократил налоги и создал схему покупки и продажи земли.

Но, укомплектовав властные структуры России бывшими чиновниками КГБ (которые составляют 25% законодательной, исполнительной и юридической элиты), Путин нанес удар по этим достижениям и собственным здравым идеям. Вместо этого он сделал так, что чиновники, которые не уважают ни законность, ни свободный рынок, ни демократические институты, диктуют направление правительственной политики и контролируют ее исполнение. Похоже, теперь он стал их заложником.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru